Самообслуживание и бытовые навыки это то, что почему-то задвигается куда-то на задний план психического развития.
Причём совершенно незаслужено.
Когда я учила Даню самостоятельно есть, одеваться, убирать игрушки и многое другое, то делать это приходилось через жуткие истерики и негатив. Однако, я чётко понимала, что без них можно сразу забыть о полноценной социализации и будущей дееспособности.
Он орал, сопротивлялся, бился головой о стену, катался по полу, швырял вещи, а я требовала, ждала и выполняла с ним рука в руке.
Опять повторяли, опять ор и битьё головой, опять рука в руке. И так бесчисленное количество раз, прежде чем у него стало получаться. И каждый раз я слышала "не мучай ребёнка! ", "Зачем ты над ним издеваешься?", " У него же будет психологическая травма! ", " Нельзя заставлять" и т.д.
А я плакала вместе с ним и повторяла "Нет, он не будет овощем! Он научится! Нужно просто ещё раз повторить! У него рано или поздно получится! Он сможет! " и так бесчисленное количество раз рука в руке.
И знаете? Потихоньку у него начало получаться! Всё легче и легче. А когда он уже начал самостоятельно убирать игрушки, есть и одеваться, я подумала: "ну если он смог этому научиться, значит сможет освоить и другие навыки! "
И тут я начала учить его всему, что умею сама, привлекать везде и всюду, таскать с собой по делам и т.д. И он начал меняться. Медленно и первое время едва заметно. У него стало всё больше и легче получаться осваивать разные новые умения.
Сейчас он обслуживает себя и помогает по дому больше, чем большинство нормотипичных сверстников. А для меня это показатель того, что он сможет:
✅ освоить любую несложную профессию и обеспечить себя в будущем;
✅ организовать быт и личное жизненное пространство без посторонней помощи.
Ради такого стоило помучаться. А если освоил это, значит может освоить и что-то более сложное, если встанет такая необходимость. Мы создали фундамент, а надстройку пусть создаёт по своему усмотрению. Теперь это ему доступно!
Ну а если убрать все эмоции и попробовать облечь этот опыт выработки любых новых навыков в схему, то выглядеть это будет примерно так:
1⃣ Полностью выполняем рука в руке, несмотря на крики и негатив, проговаривая каждое действие (проговариваю я), пока не ребёнок не включится хотя бы немного. После каждого выполнения даю поощрение, даже если оно уже его не интересует.
2⃣ Уменьшаю участие своими руками и только корректирую его движения при выполнении задания, также проговаривая каждое действие. В конце поощрение.
3⃣ Убираю полностью свои руки и даю только словесные инструкции или просто молчу, если ребёнок и так справляется.
4⃣ Озвучиваю задание и предоставляю ему возможность полностью самостоятельно выполнить задание и только после его выполнения проверяю качество. Исправляем ошибки.
Таким образом мы осваивали абсолютно ВСЕ навыки: бытовые, физкультурные, коммуникационные, академические.
По мере его развития, затраченного времени на каждый новый навыки требовалось всё меньше и меньше. То есть схватывать он стал все быстрее и легче.
Сейчас я принимаю минимальное участие, а большую часть работы в обучении он осуществляет самостоятельно.
К слову о том, сколько времени мы работали ежедневно, чтобы Он самостоятельно научился:
1⃣ Одеваться и складывать вещи - 3 года
2⃣ Есть - 1 год
3⃣ Повторять звуки - 1,5 года
4⃣ Убирать игрушки - 2 года
5⃣ Завязывать шнурки - 8 мес
6⃣ Писать - 2,5 года
7⃣ Читать - 3 года
8⃣ Печь блины - 3 мес
9⃣ Плавать 7 мес
🔟 Уверенно стоять на лыжах 3 года и так далее
Остальное дальше было легче и быстрее. А то многие видя то, с какой улыбкой я об этом рассказываю и видео с Даней, думают, что у нас было всё быстро и легко.
#методикагудзенко #запускречи #развитиеречи #аутизм #аутизмпобедим #зпр #зпрр #нейрокоррекция #сенсорнаяинтеграция