Найти тему
Загадки истории

НЕВЕРОЯТНЫЕ АРТЕФАКТЫ#3.1 Реликвии веры#1.Чаша Тайной вечери

Оглавление

Реликвии веры

Чаша Тайной вечери

Одним из самых загадоч­ных и влекущих к себе лю­дей артефактов в евро­пейской истории всегда был Священный Грааль. До сих пор кипят споры о том, что же это такое - аб­страктный символ или ре­альная чаша, из которой Иисус пил на Тайной вече­ре. Между тем в разных странах выставлено це­лых пять чаш, претендую­щих название Грааля.

Легенда о Святом Граале начала оформляться примерно в IХ-Х ве­ках. Тогда христианская церковь уже окрепла, и Европу постепенно охватывала эпидемия охоты за священными реликвиями. Каждый мо­нарх или просто человек благородного происхождения желал обла­дать каким-либо предметом, имеющим отношение к Иисусу Христу или событиям его жизни. Начавшиеся в XI веке Крестовые походы только подстегнули этот интерес. Самым таинственным предметом в списке вожделенных реликвий был именно Грааль — так называ­ли чашу, из которой Иисус пил во время Тайной вечери, последнего ужина с учениками.
К ХII-ХIII векам за дело взялись менестрели и авторы рыцар­ских романов. Тогда легенда о Граале приобрела каноническую фор­му. Как считалось, после Тайной вечери чаша попала в руки Иосифа Аримафейского. Он был знатным иудеем, членом Синедриона и при этом - тайным последователем Христа. Именно Иосиф получил у Пилата разрешение снять тело распятого с креста и затем похоронил в принадлежавшей ему гробнице. Но перед этим он собрал кровь Спаси­теля в ту самую чашу. В дальнейшем путь Иосифа лежал в Европу. А вме­сте с ним отправился и Грааль.

Из чего пил Иисус на своей последней трапезе?
Из чего пил Иисус на своей последней трапезе?

Странствия рыцарей

Споры о том, куда именно Иосиф Аримафейский привез чашу шли в Европе столетиями. Первыми свои права на Грааль заявили англичане. Они всячески поддерживали легенду о том, что Иосиф в своих странствиях добрался до Британии и спрятал свя­щенную реликвию на ее просторах. А именно — в знаменитом Гластон­-берийском аббатстве. Оно интересно тем, что именно здесь в 1190 году мо­нахи обнаружили древние саркофа­ги, в которых покоились тела, при­знанные останками короля Артура и его супруги Гвиневры. Примерно в это же время великий французский менестрель Кретьен де Труа напи­сал свой роман «Персеваль, или Ле­генда о Граале». Так в сознании лю­дей Средневековья Грааль оказался прочно связан с величайшим леген­дарным монархом, «королем былого и грядущего». А главным и величай­шим приключением рыцарей Кру­глого стола стали считаться долгие и трудные поиски Грааля.

Грааль из Валенсии
Грааль из Валенсии

Около 1215 года «английскую» версию наиболее полно и последова-тельно изложил в своем романе Ро­бер де Борон (хоть сам и был фран­цузом). После него местом хранения священной чаши стали считать холм святого Михаила, рядом с которым и расположено Гластонберийское аб­батство. Более поздние авторы избе­гали точных географических привя­зок. По их мнению, Грааль хранился в таинственном замке, который на­зывали по-разному — например, Корбеник или Корбин. Однако наиболее популярным стало название из рома­на Вольфрама фон Эшенбаха «Пар-цифаль» — Мунсальвеш или Монсальват.
Лишь несколько рыцарей Кругло­го стола получили право видеть Гра­аль. Один из них, Персеваль (Парцифаль), удостоился этой чести, когда посещал своего родственника, Коро­ля-Рыбака. Смертельно больной ко­роль испил из священной чаши воды и мгновенно исцелился. Ведь, согласно легенде, кровь Христа наделила Грааль чудесными свойствами. Испивший из него получал исцеле­ние, прощение грехов и жизнь вечную. А некоторые были уверены, что бессмертие обретал и тот, кто просто видел чашу. Добыть Грааль смог Галахад, лучший из рыцарей Круглого стола. За свое благоче­стие и отвагу в поиске священной реликвии он был взят на небо жи­вым.

Антиохийский потир
Антиохийский потир

Таинственный замок

Ничего удивительного, что люди неустанно задавались вопросом: где же расположен этот таинственный Монсальват и как туда по­пасть? Из-за созвучия названий уже в наше время многие стали счи­тать хранилищем Грааля замок Монсегюр — твердыню альбигойцев в южной Франции. Сторонники этого религиозного течения были в XIII веке объявлены еретиками и жестоко разгромлены в результа­те Крестового похода. Сами альбигойцы назвали себя катарами — от греческого слова «чистый». Они считали себя единственными сохранившими чистоту духа в греховном мире. Известно, что катаров одно время поддерживал орден тамплиеров, позже также обвиненный в ереси и уничтоженный. Так сложилась новая версия легенды о Граа­ле - что он был вывезен из Монсегюра-Монсальвата и спрятан в но­вом, никому не ведомом месте, где хранится под охраной рыцарей-тамплиеров, избежавших расправы.
Эту версию всерьез считало подлинной руководство Третьего рейха. Известно, что главным пропагандистом и организатором поисков Грааля был человек по имени Отто Ран, занимавший скром­ную должность в сержантском составе «Аненербе». В 1939 году он погиб в тирольских горах. Возможно, как раз во время поисков Гра­аля. А в 1944 году немецкие самолеты упорно кружили над Монсегюром, вероятно, пытаясь установить местонахождение святыни с воздуха. Может быть, руководство рейха воспринимало Грааль как некое супероружие, способное спасти нацистов от неминуемой ги­бели. Но найти чашу им не удалось.
Другой вариант расположения легендарного Монсальвата - гора Монсеррат в Пиренеях. На ней расположен знаменитый бенедик­тинский монастырь. Несмотря на то что это довольно популярный туристический объект Каталонии, библиотека монастыря является одной из самых закрытых в мире. Попасть туда можно, только имея особое разрешение. Оно выдается лишь церковным иерархам и уче­ным с мировым именем (причем только мужчинам). Какие тайны на самом деле скрывают библиотечные стены — можно лишь гадать.

Пять «подлинников»

В наши дни на звание подлинного Священного Грааля претенду­ют пять предметов. Ватикан официально признает Граалем чашу, вы­ставленную в кафедральном соборе Валенсии. Она состоит из двух частей — верхняя (сам Грааль) изготовлена из темно-коричневого агата. Нижняя (подставка) — из золота и халцедона, причем сделана она в стиле, характерном для испанского ювелирного искусства XIV века. Подробных исследований валенсийской чаши до сих пор не проводилось, но специалисты признают, что теоретически она впол­не может происходить с Ближнего Востока и быть изготовлена на ру­беже эр. Интересно, что у этой чаши есть официальная легенда, в ко­ торой начисто отсутствует Иосиф Аримафейский. Считается, что в Европу сосуд доставил апостол Петр, а от него она перешла к рим­ским епископам.
В церкви Сан-Лоренцо в Генуе выставлено блюдо из зеленого стекла, которое, как ни странно, некоторыми людьми тоже считает­ся Граалем. По одной версии, его привезли из Палестины после Пер­вого крестового похода, по другой — из Испании, после одной из по­ бед над маврами. В Средние века верили, что блюдо изготовлено из цельного изумруда.
Вряд ли странствующий проповедник, которым был Христос в своей земной жизни, мог пить из роскошной посуды. Поэтому Граа­лем считают также и простую деревянную чашу, хранящуюся в Уэль­се. Точнее, это обломок средневековой чаши из оливкового дере­ва. Специалисты относятся к этой версии крайне критически, так как внешний вид артефакта полностью соответствует посуде, рас­ пространенной в Уэльсе в ХIV-XV веках. Скорее всего, тогда же этот «грааль» и был изготовлен.
Четвертый кандидат — так называемый «антиохийский потир», обнаруженный торговцами антиквариатом в 1910 году на террито­рии современной Турции. Он долгое время хранился во Франции, где был тщательно реставрирован. А в 1933 году представлен на Все­мирной выставке в Чикаго уже как «Чаша Тайной вечери». Потир (то есть чаша для богослужений) интересен своей двухслойностью - внутри роскошной золоченой оболочки с искусной чеканкой скры­вается простая серебряная чаша. До сих пор исследователи спорят о датировках. Некоторые верят, что и внутренняя чаша, и оклад изго­товлены в I веке, другие же относят время изготовления лишь к пер­вой половине VI века. К тому же до сих пор есть сомнения в пред­назначении предмета. Вполне возможно, что это вообще не чаша, а лампада. Сейчас антиохийский потир хранится в нью-йоркском Ме­трополитен-музее.
Наконец, некую чашу, сделанную из алебастра, нашли в том са­мом аббатстве Гластонбери. Однако Граалем ее считают только са­мые истовые английские патриоты, так как никаких достоверных сведений о ее происхождении нет.

Развалины замка Монсегюр. Какую тайну хранят эти камни?
Развалины замка Монсегюр. Какую тайну хранят эти камни?

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ