Привет всем читателям моего канала!
С вами снова Олег Зеленский, и сегодня я выкладываю вторую часть интервью со своим учеником Андреем Федоровым. Андрей сдал ЕГЭ по истории на 100 баллов и ДВИ в МГУ на 84 балла, что позволило ему поступить на факультет Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ.
Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по истории? Как преодолеть трудности при подготовке? На что нужно обратить внимание при сдаче ДВИ (дополнительного внутреннего испытания) в МГУ? Эти вопросы мы разбираем во второй части нашего интервью.
🔗Ссылка на первую часть интервью
✅Как подготовиться к ЕГЭ по истории?
О.З. (Олег Зеленский). Давай теперь поговорим о подготовке к ЕГЭ по истории. Какие самые главные моменты ты бы выделил? Какие главные трудности, с которыми ты столкнулся при подготовке?
А.Ф. (Андрей Федоров). Да, вот сразу хочется сказать, что это экзамен достаточно тяжелый, и к нему нельзя подготовиться наскоком или в короткий период времени. То есть нужно посвятить определенный момент своей жизни для подготовки к этому экзамену. Ребята спрашивали, как мне удалось написать экзамен на 100 баллов, и я им рассказывал свой путь. Он хорош, если человек начинает с нуля и у него есть достаточно много времени в запасе.
Для меня подготовка началась с 9 класса. Закончился 8 класс, началось лето, и в это время я начал свою подготовку. С 9 класса я брал литературу, совершенно разную. У меня лежала большая книга историка Костомарова, Соловьева, еще какая-то книга по истории России…
О.З. В общем, классиками не пренебрегал.
А.Ф. Нет, не пренебрегал абсолютно (улыбается). У меня были каникулы, я садился в свободное время и читал историю, как художественную литературу. Я читал, пытался что-то запомнить, где-то что-то забывал, брал новую книгу и то же самое опять перечитывал. Я очень много читал. Весь 9 класс я брал различные учебники, и несмотря на одно и то же (история России – это чуть больше тысячелетия, многое повторяется в каждом учебнике), мне нисколько не надоедало. Каждую книгу я читал, открывая что-то новое для себя.
10 класс примерно прошел так же. Я постоянно читал, но при этом я совмещал с решением тренажеров по истории, решал тесты. Но к формату экзамена, чтобы систематизировать знания, я подошел уже в 11 классе. Я просто понял, что знания могут быть очень хорошие, но если не знать формат экзамена и если не уметь организовать их, то может не получиться выдать хороший результат. Поэтому с 11 класса я помимо подключения литературы начал заниматься четко по заданиям, отрабатывать выполнение заданий, отрабатывать навыки написания причинно-следственных связей.
Советую ребятам обратить внимание на отработку 2 части, особенно последних заданий – 17, 18 и 19 (примечание: в ЕГЭ-2023 это задания 18, 19 и 21). Это те задания, которые нельзя просто нарешать, но они будут даваться, если у ученика есть хорошая база, которую, как я сказал, можно нарастить за 9 – 10 класс, прочитывая литературу. И потом, когда он будет пытаться решать эти задания, эти знания помогут ему успешно справляться с этими заданиями. Не очень хороший вариант – просто открывать типовые задания, решать их, смотреть и запоминать по ответам. В какой-то мере это работает, но я считаю, что без хорошей базы и без подключения литературы эти задания сделать нельзя. И их нельзя нарешать, как первую, тестовую часть.
О.З. По крайней мере, качественно.
А.Ф. Да, качественно нельзя. Может быть, какие-то простые будут получаться, например, три последствия крещения Руси. Но что-то уже более глубокое – для этого надо будет иметь профильные знания. Ребятам советую обратить внимание на задание по всеобщей истории, чтобы они не бросали все силы на изучение только истории России, но и не забывали про всеобщую историю. Это тоже очень важный момент.
О.З. Конечно, формат ЕГЭ будет меняться. Но я думаю, что эти задания, в частности, задания на причинно-следственные связи, никуда не денутся. Так что эти советы будут, несомненно, актуальны и полезны для тех, кто будет сдавать в следующем году или даже через два года.
✅Подготовка к ДВИ по истории
О.З. Давай теперь поговорим о вопросе подготовки к ДВИ. Как вообще подойти к сдаче ДВИ? Для ЕГЭ выложено достаточно много материалов, есть открытый банк заданий, есть множество сборников. Предостаточно литературы. Какую-то общую информацию в голове о формате экзамена и структуре экзамена можно получить. Да даже если просто открыть демоверсию, спецификацию, кодификатор, то тоже можно понимать, что будут примерно спрашивать в том или ином задании, что нужно отрабатывать. Но ДВИ – какой-то закрытый экзамен, и совершенно непонятно, как к нему подойти. Как действительно подойти к этому экзамену и на чем сделать упор? Что бы ты посоветовал для тех, кто в следующем году хотел бы сдавать ДВИ?
А.Ф. Наши занятия очень помогли в сдаче этого экзамена. До этого я не представлял себе, как его написать. После ЕГЭ это было что-то непонятное, совсем другое, с чем мне не приходилось сталкиваться. В ходе занятий я понял, что ДВИ, в отличие от ЕГЭ, – это творческая работа. К ней надо подойти с таким особым подходом – подходом творческой личности. Когда я получил задания на экзамене, мне очень помог этот навык.
До этого мне очень нравилось писать различные сочинения по литературе. У ребят, когда они учатся в школе, тоже должен быть сформирован этот навык красиво излагать свои мысли, аргументировано подавать материал, устраивать своего рода дискуссию с самим собой во время написания сочинения. Учитывая эти моменты, можно структурировать свою работу и написать то, что нужно на экзамене.
Это не просто историческое сочинение, как оно было в ЕГЭ раньше, где нужно было сухо изложить какие-то факты, назвать личности. Здесь нужно необычно подать материал, суметь органично соединить друг с другом простые факты и чтобы одно выливалось из другого. Работа не должна напоминать лишь скелет, сделанный по шаблону.
Нельзя написать этот экзамен с мыслью о том, что к нему можно подготовиться, как к ЕГЭ, - грубо говоря, что-то по-быстрому нарешать, где-то справочник просмотреть. Так дело не пойдет: надо подходить к этому экзамену, подключая литературу, дополнительные источники информации по истории. И вот тогда, применив навыки написания таких работ, можно будет рассчитывать на высокий балл.
О.З. Если говорить о дополнительной литературе, то какую ты подключал?
А.Ф. Мне помог после ЕГЭ освежить знания учебник Орлова, который также рекомендуют к сдаче ЕГЭ. Но сразу же скажу, что там какие-то темы, которые нужны на ДВИ, раскрыты недостаточно полно. Где-то – страница информации, где-то – полстраницы. Поэтому этот учебник нельзя брать за основу, он идет в дополнение. Но освежить знания он помогает.
Есть также учебник МГУ под редакцией Милова в 3 томах. Там содержится очень подробная информация, она хорошо представлена, грамотно структурирована. Но чтобы прочитать его полностью, необходимо достаточно много времени.
Я бы посоветовал ребятам, которые собираются сдавать ДВИ, посмотреть на сайте исторического факультета темы, которые встречаются на ДВИ. Откройте этот список тем на компьютере и, двигаясь по нему, смотрите в учебнике нужную информацию, что-то конспектируйте и выписывайте. Можно, открывая эти темы, кратко расписывать их в тетради, выписывать основные моменты, опираясь на которые дальше уже можно строить более подробный ответ.
О.З. Мне кажется, очень нужные советы. Спасибо, что ты поучаствовал и дал такое интервью! Я думаю, что будет очень полезно для читателей моего канала.
А.Ф. Спасибо, что предоставили возможность поучаствовать. Очень рад был помочь!
❔Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки 👍и подписываться на мой канал!
📝Подпишитесь на новую группу "Люблю историю!" в ВК. Вы найдете много интересной и полезной информации по истории и обществознанию!
🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию
Изменения в ЕГЭ-2023 по истории и обществознанию
Алгоритм выполнения задания 18 (на причинно-следственные связи) в ЕГЭ-2023 по истории
Разбор 7 задания ЕГЭ-2023 по истории (задание по культуре)
Архитектура Московского Кремля конца XV в. - начала XVI в. для ЕГЭ