Найти тему

Су-9: высотный страж советского неба

Оглавление
Краткая справка:
Самый быстрый и самый высотный самолет мира для своего времени, а также первый советский истребитель, созданный как часть комплекса перехвата. Эксплуатировался в СССР с 1959 по 1981 годы.
Интересные факты:
⭐ Отмечены как минимум два случая - в 1964 и 1965 году - когда после катапультирования пилота Су-9 продолжал полет сам по себе и даже садился почти неповрежденным. Но машины пришлось списать.
⭐ Получил прозвище “ракета с пилотом” за внешний вид и скорость полета.
⭐ Имел только ракетное вооружение.
Сегодня с истребителем-перехватчиком Су-9 можно познакомиться на Музейной площадке №1 парка “Патриот” в экспозиции ВВС под открытым небом.

Место -
https://patriotp.ru/obekty/muzeynyy-kompleks-1/
Точка на карте - https://yandex.ru/maps/-/CCUVM8Tc-D
Посмотреть в Туре-360 - https://tour360.patriotp.ru/?id=recLmJiGkPX1TkwPo&lat=-9.57&lon=-213.81&fov=40

Фото с сайта war-book.ru
Фото с сайта war-book.ru

Страна производитель — СССР
Год производства — 1959
Уникальность — распространенный
Эпоха — послевоенная
Тип — истребитель-перехватчик
Серийность — серийный (изготовлено около 1 150 единиц)

Основные характеристики

Габариты — 18,06 х 4,82 м
Максимальная взлётная масса — 12 512 кг (с ПТБ)
Нагрузка на крыло — 336,5 кг/м² (расч.)
Угол стреловидности по передней кромке — 60°
Дальность полета без ПТБ — 1350 км
Дальность полета с ПТБ — 1800 км
Площадь/размах крыла — 34 кв. м / 8,54 м
Практический потолок — 20 000 м
Масса топлива во внутренних баках — 3100 кг
Объём топливных баков — 3780 л

Подвижность

Двигатель — 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1
Мощность двигателя — 9600 кгс на форсаже
Максимальная скорость — 2230 км/ч на 12000 м, 1150 км/ч у земли
Скороподъёмность — 200 м/с
Длина разбега — 1200 м
Длина пробега — 1250 м (без тормозного парашюта)

Вооружение

Боекомплект вооружения №1 — 4 ракеты
Вооружение №1 — ракеты воздух-воздух К-5МС
Радиус боевого применения — 430-600 км

Дополнительно

Экипаж — 1 человек

Рисунок с сайта war-book.ru
Рисунок с сайта war-book.ru

Описание

Самый высотный и самый быстрый самолет в мире для своего времени. Первый советский истребитель, созданный в составе комплекса перехвата. Су-9 сбивал высотные аэростаты-шпионы и гнался за самолетом U-2. Последние Су-9 продолжали служить в ПВО СССР вплоть до 1981 года.

Перехватчик Су-9 стал одной из первых машин возрождённого ОКБ (опытно-конструкторского бюро) Сухого. Хотя легендарный авиаконструктор Павел Осипович Сухой работал над самолетами еще с середины 1920х годов, а позже создал штурмовик Су-2, в ноябре 1949 года его бюро упразднили. Страна только что вышла из тяжелейшей войны — ресурсы приходилось экономить.

Но шли годы, и 24 мая 1953 года создали новое авиационное конструкторское бюро, которое предложили возглавить Сухому.

Фото с сайта war-book.ru
Фото с сайта war-book.ru

В то время бомбардировщики буквально с каждым годом летали все быстрее и все выше. К тому же несли ядерное оружие — даже один пропущенный самолёт мог нанести непоправимый урон.

Поэтому СССР остро нуждался в перехватчиках-истребителях, которые могли бы быстро взлететь, стремительно набрать высоту и сбить врага. Без долгих воздушных боев и сложных виражей — только перехват.

Новый перехватчик проектировали сразу в двух вариантах — с треугольным (под именем Т-3) и стреловидным (С-3) крылом. В то время полет на сверхзвуке был еще новинкой, и просчитать оптимальную конфигурацию без натурных испытаний было крайне сложно. В итоге выбрали треугольное крыло, дающее меньшее сопротивление.

Чтобы сбивать самые сложные цели впервые в СССР будущий истребитель должен был стать частью комплекса перехвата. В него вошли наземная система управления “Воздух-1”, сам перехватчик и ракеты “воздух-воздух” на нем.

26 мая 1956 года прототип впервые поднялся в воздух. Пилотировал новинку Владимир Николаевич Махалин — опытный летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны и войны в Корее. Менее месяца спустя, 24 июня 1956 года, самолет уже показали широкой публике на авиапараде в Тушино.

Фото с сайта war-book.ru
Фото с сайта war-book.ru

“Главным калибром” Су-9 стали четыре управляемые ракеты К-5МС, наводимые по лучу радиолокатора ЦД-ЗОТ (он же РП-9У). Антенну радара разместили в подвижном конусе воздухозаборника. Вариант с двумя ракетами средней дальности К-8М и радаром “Орел” отвергли и внедрили уже на следующем перехватчике Су-11.

Ракета малой дальности К-5МС, она же РС-2УС, была разновидностью первой советской ракеты “воздух-воздух” К-5М, адаптированной для Су-9 (ранее ее запускали с МиГ-17). Осколочно-фугасная боеголовка ракеты К-5МС весила 13 кг. Взлетев по командам с земли и обнаружив цель бортовым радаром, пилот загонял ее на экране в “перекрестие”, дожидался подхода на нужную дистанцию и пускал ракету. После пуска пилот продолжал подсвечивать цель радаром, вплоть до попадания ракеты.

Для “подстраховки” ракет на первых вариантах перехватчика предусматривали и две 30-мм пушки НР-30 в корне крыла по обеим сторонам фюзеляжа.

Серийно пушки не ставили — концепция перехватчика конца 1950-х годов не включала в себя ближний воздушный бой. Но на бортах истребителей предусмотрели жаропрочные стальные панели, чтобы не повредить фюзеляж при стрельбе.

На государственных испытаниях 1960 года Су-9 показал, что может уничтожать цели со скоростью 800-1600 км/ч, на высоте от 5 до 20 км, с вероятностью 70-90 %. Радиус перехвата в 430 км был даже немного выше требуемых 400.

9 июля 1961 года тройка Су-9 участвовала в знаменитом авиапараде, где показали все новинки техники СССР.

Фото с сайта war-book.ru
Фото с сайта war-book.ru

К сожалению, в первые годы службы Су-9 его мощный двигатель АЛ-7Ф работал не всегда надежно, что вызвало немало аварий и катастроф. Приняли меры и внедрили специальные противопомпажные створки двигателя, которые использовали и на других самолетах — Су-7 и МиГ-21.

Поскольку сверхзвуковой Су-9 по технике пилотирования резко отличался от предыдущих истребителей, его прозвали “ракетой с пилотом”.

Летчики говорили, что Су-9 сам “хочет летать”. Были случаи, когда пилот при потере скорости катапультировался, а истребитель внезапно снова набирал скорость и “садился” сам.

Су-9 завоевал абсолютные мировые рекорды по высоте и скорости полета.

Так, 14 июля 1959 года испытатель Владимир Ильюшин достиг высоты 28 852 м. Чтобы никто не догадался об истинном назначении самолета, для регистрации рекордов в ФАИ (Международная авиационная федерация) перехватчик переименовали в Т-431.

Для новых рекордов на Су-9 поставили более мощный двигатель АЛ-7Ф-2, сняли часть оборудования и систем вооружения. И 4 сентября 1962 года Ильюшин достиг высоты 21 170 м при горизонтальном полете. А 25 сентября пилот Анатолий Кожнов развил на замкнутом маршруте в 500 км среднюю скорость в 2337 км/ч.

26 мая 1960 года летчик Борис Адриянов на доработанном строевом Су-9 установил мировой рекорд скорости на маршруте в 100 км - 2092 км/ч.

Фото с сайта war-book.ru
Фото с сайта war-book.ru

Су-9 много раз вылетали для перехвата высотных аэростатов со шпионской аппаратурой, летящих на высоте 20-25 км. Поскольку в стратосфере ветры обычно дуют с запада на восток, спецслужбам НАТО достаточно было запустить аэростат из Норвегии, Шотландии, ФРГ или Турции, поставив фотоаппарат на таймер, и потом подобрать сброшенный контейнер с плёнкой в Тихом океане. Перехват таких беспилотных “шпионов” требовал от летчиков высочайшего мастерства.

А 1 мая 1960 года Су-9 гнался за знаменитым самолетом-шпионом U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса. В тот день капитаны Сакович и Ментюков перегнали два Су-9 с Новосибирского завода на аэродром Кольцово у Свердловска без оружия и высотных костюмов. Но тут Пауэрс, нарушив границу СССР, пролетал мимо. И только Су-9 имел хорошие шансы на перехват настолько высотного самолета. Евгений Савицкий, командующий истребительной авиацией ПВО страны, лично отдал приказ таранить нарушителя. И оба пилота по очереди взлетели выполнять приказ, отлично зная, что при таране без высотных костюмов они гарантированно погибнут. Однако наземные службы не смогли точно навести их Су-9 на цель - и U-2 был сбит ракетами С-75.

А Су-9 продолжали нести службу по охране неба вплоть до 1981 года.

Рисунок с сайта war-book.ru
Рисунок с сайта war-book.ru

_________________________________________________________________________________
Аккаунт Центрально парка ВС РФ парка "Патриот" в Дзен постепенно наполняется материалами с официального сайта из раздела "Экспонаты": https://parkpatriot.ru/o-parke/tekhnika-parka/