Найти тему
Адренс Аксидор

Ретроспектива серии Total War. Часть 1. Игры до выхода Total War: Warhammer

23 августа Total War: Warhammer 3 получила обновление с кампанией «Бессмертные Империи», объединившей все три игры подсерии Warhammer в одну. По сути, именно в этот день игра полноценно вышла, а то, что было до этого, можно считать большой демо-версией. Стоила ли кампания полгода (или даже всех шести лет, прошедших с момента выхода первой части) ожиданий, что изменилось, как серия Total War чувствует себя сейчас и какой путь прошла более чем за двадцать лет своего существования. Об этом я расскажу в цикле статей, посвященных серии Total War в целом и Total War: Warhammer в частности.

Для начала немного истории. Первая часть серии – Shogun: Total War – от британской студии Creative Assembly вышла в 2000-м году и рассказывала о второй половине шестнадцатого века в Японии, когда лидеры разных кланов сражались за право стать сегуном: наместником императора и, фактически, правителем страны. Игра проходила в двух режимах: стратегическом и тактическом. Стратегический режим по большей части сводился к передвижению фишек войск по разбитой на провинции карте и найму новых отрядов. Дипломатия, экономика и управление захваченными провинциями носили больше декоративный характер, ведь во главе угла стоял режим тактический. Больше всего на тот момент он поражал размахом: тысячи спрайтовых солдат в составе одного-двух десятков отрядов с каждой стороны достаточно убедительно изображали настоящий бой с заходами во фланг, окружением, позорным бегством или стоическим сражением до последнего солдата. Похожий подход к сражениям уже был в дилогии Warhammer: Shadow of the Horned Rat и Warhammer: Dark Omen, но эти игры не отличались масштабом. Через два года вышла Medieval: Total War, в которой события перенеслись в средневековую Европу и Ближний Восток. Кроме смены антуража, некоторых улучшений стратегического режима и большего разнообразия отрядов, игра ни чем особо не выделялась.

Настоящая слава к серии пришла в 2004-м году с выходом Rome: Total War. Игра обзавелась качественной полностью трехмерной графикой и полноценной стратегической картой с городами, морями, лесами, горами и реками, по которой двигаются армии. Усложнилась застройка поселений, дипломатия, экономика. Если в первых двух частях стратегический режим напоминал некую вариацию настольной игры Risk, то теперь он в проработке мало чем уступал тактическому. Изначально играть можно только за один из трех великих домов Рима: Брутов, Юлиев и Сципионов, при этом сам Рим находится под контролем сената. По ходу кампании нужно бороться с врагами Рима, выполнять задания сената, набирать политическую и военную силу, чтобы в итоге победить два других дома и объявить себя императором Рима. Однако, по мере уничтожения других фракций: Карфагена, Греции, Германцев и Галлов, открывалась возможность играть за них. У этих фракций сената не было, но в остальном геймплей на стратегической карте почти не менялся, только набор войск был другим. А вот тактический режим, кроме изрядно улучшенной графики (ходили новости, что кадры из игры начали использовать в документальных фильмах) ни чем новым похвастаться не мог. По-прежнему использовался принцип камень-ножницы-бумага: пехота бьет копейщиков, кавалерия бьет пехоту, копейщики бьют кавалерию, а стрелки с артиллерией бьют всех, пока их не связали ближним боем. Однако разные страны предполагали разную тактику: римляне обладают хорошей универсальной пехотой, но посредственной кавалерией, греческая фаланга в узком проходе остановит любую армию, но рассыплется, если кто-то зайдет к ней в тыл. Ну и так далее. При этом еще отмечу привязку места битвы к стратегическому режиму: если армия стояла в лесу, то и битва будет в лесу, где легко устроить засаду, а если поставить армию возле переправы, то в бою противнику придется переходить реку вброд или по мосту, где он не сможет реализовать численное преимущество.

Но славу игре принесла не только графика и новый стратегический режим. Одной из главных особенностей «Рима» стал открытый доступ ко многим параметрам игры для мододелов. Названия городов, характеристики войск, разные скриптовые события – все это хранилось в открытом виде в текстовых файлах. А карта представляла собой набор файлов графических. Почти любой желающий при должном усердии мог переделать в игре почти все, что душе угодно. Разве что движок ограничивал размер отряда 255-ю солдат, а игрок не мог управлять больше 20-ю отрядами одновременно (однако, игра разрешала подвести и атаковать несколькими армиями, часть из которых можно было передать под управление ИИ). Такая гибкость позволила мододелам выпустить десятки крупных модов: перенести сражения в Средневековье, эпоху Наполеоновских Войн или вообще в Средиземье. Какие-то моды выходят для игры до сих пор, однако мододелы все же предпочитают следующую часть серии.

Medieval 2: Total War, как и предшественница, была больше развитием предыдущей игры. Улучшилась графика, ввелось разделение на города и замки (города приносят больший доход, но в них нельзя построить многие военные здания), вместо сената из Rome здесь борьба идет за внимание Папы Римского. Глобально ничего не поменялось, однако, когда у фанатов серии спрашивают, какую новую игру они больше всего ждут, большинство называет Medieval 3. Спустя полтора десятилетия с момента выхода Medieval 2 до сих пор обзаводится модами разной тематики. Особенно популярными стали моды по разным фэнтезийным вселенным: по «Властелину Колец», «Древним Свиткам», «Вархаммеру» (тому самому) и многим другим.

Empire: Total War. Новый графический движок и скачок на несколько столетий вперед в Новое Время. Главной новинкой стали морские сражения. Если раньше встреча двух флотилий разрешалась исключительно автобоем, то в Empire сражения кораблей по проработке не уступают битвам сухопутных армий, правда освоить их нелегко. Живому игроку сложно управлять сразу двумя десятками кораблей, переключать им вовремя типы снарядов, следить за ветром и так далее, а вот бот освоил их хорошо и мстит за унижения на стратегической карте и в наземных сражениях, где он все еще плох. Так же в игре появилось технологическое древо, позволяющее открывать новые войска и постройки. И все же «Империя» считается одной из самых спорных частей серии: далеко не всем понравился исторический период, когда тактика в наземных сражениях часто сводится к перестрелкам двух стоящих напротив друг друга армий. Сюда можно добавить баги и не самую лучшую оптимизацию, а в морских сражениях уже упомянутый избыток микроконтроля. И больше никаких глобальных модов: новый движок не позволял изменить игру коренным образом. Через год вышла Napoleon: Total War, но он, кроме тематики и суровой русской зимы (армии несут небоевые потери, если находятся зимой на недружественной территории), ничего особо нового не принес.

Total War: Shogun 2 (начиная с этой части поменялся порядок слов в названии). Возвращение к истокам. Снова Япония, снова война кланов, но уже с морскими сражениями и красивой графикой. Провинции перестали состоять из одного только города, теперь это еще и соседние деревушки, порты и рудники, поддерживающие экономику центрального поселения, и они же теперь могут быть разграблены врагом, поэтому за стенами не всегда получается отсидеться. А чтобы враг какой-нибудь миниатюрной армией не захватил покинутый город, каждый теперь имеет свой бесплатный гарнизон, чей размер зависит от уровня развития поселения. К достоинствам второго «Сегуна» так же можно отнести короткие, но насыщенные событиями партии. В других частях игрок в определенный момент становился слишком сильным, что делало дальнейшее прохождение скучным. А здесь небольшая карта, жесткое ограничение на количество ходов и цель по захвату Киото, после чело почти все другие кланы объявляют тебе войну. В общем, прорывом Shogun 2 не стал, но создавал впечатление игры, где каждый элемент на своем месте, поэтому для многих он остается лучшей игрой серии. Как водится, игра получила ряд дополнений, из которых стоит отметить самостоятельное (впоследствии его начали продавать как отдельную игру) Fall of the Samurai про Японию второй половины 19-го века. Кроме системы с выбором между современным вооружением и следованием пути Бусидо (да, можно было в стиле фильма «Последний самурай» идти с луками и катанами на винтовки и пулеметы) дополнение позволило командовать сразу 40 отрядами (но в одну армию по-прежнему помещалось не больше 20). Так же появилась забавная возможность вручную пострелять из пулеметов и пушек (привет серии Worms).

Total War: Rome 2. Возвращение в античную эпоху прошло для серии не без проблем. «Рим 2» на старте кишел багам: корабли плавали по земле, солдаты впадали в ступор, если на их пути попадалось препятствие, юниты игрока даже на высоких уровнях сложности получали огромную прибавку к характеристикам, а ИИ противника страдал от суицидальных наклонностей. Дошло до того, что разработчики подарили игрокам первое дополнение в качестве извинения за ужасное техническое состояние игры на релизе. Со временем игру починили, и появилась возможность оценить нововведения. Со сражениями все просто: города на боевых картах стали действительно большими, а мегаполисы того времени типа Рима и Афин получили уникальную архитектуру, вторым значимым изменением стали комбинированные сражения на суше и на море, когда во время осады можно высадить морской десант в порту города или просто в тылу вражеской армии. Куда интересней со стратегическим режимом. Армии теперь не могут существовать без полководцев, при этом есть жесткий лимит на количество армий в зависимости от размера империи. И собрать армию из одних только генералов тоже уже не получится: командующий может быть только один. Взамен опыт получают не только командующие и отряды, но и каждая армия в целом, и даже после замены полководца и состава войск бонусы сохраняются. Так же у армий появились режимы передвижения: режим марша позволит пройти большее расстояние за ход, но при вражеской атаке нельзя будет отступить, а солдаты начнут бой уставшими, режим засады дает шанс застать врага в походном положении (раньше для этого армию нужно было прятать в лесах), ну и так далее.

Провинции окончательно перестали быть единым целым и теперь состоят из крупного города и нескольких поселений меньшего размера. У каждого из них свой гарнизон и цепочка построек, но только у центрального поселения есть стены. Для захвата провинции необходимо захватить все поселения, при этом полный контроль над ней позволяет принять один из эдиктов, дающих провинции определенные бонусы. Ввели простенькую систему сельского хозяйства: центральные поселения потребляют пищу, а периферия её производит. Если еды не хватает, на игрока накладываются штрафы. Механика нужна больше для того, чтобы замедлить экспансию игрока, но на деле работает только на ранних этапах. Еще один способ замедлить игрока – система гражданской войны, наверное, самая раздражающая механика в игре. При достижении определенного размера империи примерно половина поселений и армий игрока объявляют о независимости, и их нужно снова завоевывать. Вообще скучная поздняя игра – бич почти всех частей серии, из перечисленных выше игр только Shogun 2 поддерживал интерес до самого конца. А в Rome 2 в определенный момент становишься слишком сильным, и бот уже ничего не может тебе противопоставить.

По старой доброй традиции через полтора года вышло самостоятельное дополнение Total War: Attila про эпоху заката Римской Империи. Появилась возможность сжигать или просто покидать захваченные поселения, после чего их придется отстраивать заново. Это нужно для борьбы с фракциями кочевников, таких как гунны. Они не могут захватывать поселения, вместо этого их армии совмещают в себе функцию города, имея свое древо построек и возможность нанимать новые войска где угодно, а потом терять армии им строго противопоказано. Экономика кочевников во много работает через грабеж врагов или за счет данников. Поэтому создание бесплодной зоны для того, чтобы гунны померли с голоду – разумная тактика. При том, что игра за разные фракции отличалась сильней, ИИ стал умней, а поздний этап сложнее и разнообразней, Аттила плохо продался. Виной тому, видимо, провальный старт Rome 2 и слабое техническое состояние самой игры. Снова баги и лаги, который так и не устранили.

А в следующем, 2016-м, году вышла Total War: Warhammer – первая неисторическая часть серии. Но о ней я расскажу в другой раз. До встречи!