На XVI Паралимпийских летних играх в Токио сборная команда России по плаванию завоевала 17 золотых, 14 серебряных и 18 бронзовых медалей. О том, как достигаются такие высокие результаты, мы поговорили с главным тренером паралимпийской сборной, Заслуженным тренером России – Юрием Алексеевичем Назаренко.
– Юрий Алексеевич, благодарим Вас, что согласились на это интервью! И сначала, чтобы, так сказать, размяться, давайте поговорим о прошлом, что было до Токио. О том, как Вы готовили спортсменов, расскажите о Вашей тренерской деятельности, ведь, насколько мне известно, Вы тренировали спортсменов еще до того, как сборная России начала выступать на Играх.
–Да, все верно. Готовить спортсменов я начал в 1989 году, когда еще официально в СССР не было паралимпийского спорта. По линии спортивного отдела Всероссийского общества инвалидов мы участвовали в чемпионатах Европы и чемпионатах мира.
Паралимпийский комитет России был создан в 1995 году. В 1996 году состоялись мои первые Паралимпийские игры в качестве старшего тренера. А в 1999 году была образована Всероссийская федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
– Как Вы пришли к тому, чтобы тренировать людей с инвалидностью. Это же все-таки другая специфика работы.
– Ну, во-первых, проблемы людей с ОВЗ мне знакомы по личному жизненному опыту. Мой папа имел аномалию левой руки, а бабушка у меня была тотально слепая. Поэтому проблемы слепых и людей с поражением опорно-двигательного аппарата я уже знал с детства. А во-вторых, я, конечно, не планировал работать только с инвалидами. У меня был специализированный класс обычных, здоровых пловцов, но с одним из моих подопечных – Вавилиным Владимиром случилось несчастье – он попал под узкоколейный поезд и потерял полноги. Через год он пришел ко мне и спросил: «А можно мне продолжить тренировки?» Я, конечно, поддержал его и согласился. И он снова начал плавать, тренироваться со здоровыми ребятами. Потом мы узнали, что есть соревнования для людей с ограниченными возможностями здоровья, и мы приняли решение, поехать туда. На первых же соревнованиях он занял третье место, и команда наша нижегородская третье место заняла. После этого, он уже стал чемпионом России, а потом поехал на первый чемпионат мира, ему тогда было 15–16 лет, и даже на первую Паралимпиаду в 1996 году. В 1995 году Селезнев Лев Николаевич, который на тот момент был президентом Федерации физической культуры и спорта инвалидов России, предложил мне возглавить паралимпийскую сборную страны по плаванию. Я согласился, но при условии, что продолжу тренировать и здоровых спортсменов. И вот так я параллельно готовил и здоровых ребят, и паралимпийцев до 2010 года. А потом я уже полностью перешел в паралимпийский спорт.
– Юрий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, в чем специфика подготовки ребят без инвалидности и с ограничениями по здоровью?
– Теоретическая, методологическая основа, общая теория плавания – они идентичны. Основные правила соревнований практически тоже едины. Специфика паралимпийского плавания и здорового плавания заключается в способе прохождения дистанции, в способе старта и в способе поворота. Различие только в этом. Во всем остальном – плавание одинаково для всех. Ну и естественное различие – это абсолютные результаты в олимпийском и паралимпийском плавании. И это большое заблуждение, что тренер у параатлетов обязательно должен быть по адаптивному спорту. Тренер по плаванию может работать как и со здоровыми ребятами, так и с инвалидами. И самое главное отличие паралимпийского плавания от олимпийского – это то, что очень индивидуализирована техническая подготовка каждого спортсмена. Под каждого спортсмена мы находим присущую только ему технику плавания. Здесь вот как раз требования к знаниям биомеханики плавания у паралимпийского тренера должны быть на высшем уровне. То есть он должен знать, как плывет человек в идеале с двумя руками и двумя ногами, то есть обязан знать, как вообще правильно плыть, и должен подготовить с максимальными потерями человека с ОВЗ так, чтобы он плыл быстро. Поэтому я стараюсь в сборную команду привлекать тренеров из здорового плавания, или в спортивном плавании, или в скоростном плавании. У меня вот уже есть несколько тренеров сборной, которые достигли больших успехов в здоровом спорте, которые подготовили мастеров спорта международного класса, чемпионов Европы и мира по здоровому скоростному плаванию. Доля тренеров в сборной, которые тренируют непосредственно паралимпийцев, – практически 90 %, изначально многие из них работали со здоровыми спортсменам – победителями и призерами первенств России, чемпионатов России, то есть достаточно высокий уровень тренеров. И я убежден, что только они смогут готовить высококлассных паралимпийских пловцов для нашей сборной.
– Но получается, что для многих ребят изначально плавание – своего рода реабилитационная терапия, а уже потом они вовлекаются и начинают заниматься спортом на профессиональном уровне.
– Да, все верно. Я Вам даже больше скажу. Реабилитация начинается сначала с плавания, потом уже что-то другое. И как показывает практика, в любом виде спорта, даже сейчас среди спортсменов, участвовавших в зимней Паралимпиаде в Пекине, обязательно есть наши пловцы. Есть паралимпийские чемпионы, чемпионы мира, например, по велоспорту, по футболу с церебральным параличом, легкой атлетике, триатлону – все они изначально плавали. И в принципе, человек с травмами позвоночника, колясочник, единственное, где может себя чувствовать здоровым – это в воде, правильно? Он может там и вертикально «ходить», и плавать, и все остальное. Вообще, основное средство реабилитации для инвалидов – это гидрореабилитация. И мы уже десять лет бьемся, пытаемся всей стране (мир-то уже давно это понял, а вот в нашей стране надо, чтобы до конца уже поняли все) донести, что без гидрореабилитации не будет общей реабилитации. Порядок такой: сначала реабилитация, потом индивидуализация и потом дальнейшая специализация. То есть сначала мы инвалида реабилитировали, и только потом он уже определяется – бегать ему, плавать, заниматься игровыми видами спорта или чем-то другим. С 1998 года в нашем дзержинском бассейне (А. Ю. Назаренко – директор дзержинской спортивной школы олимпийского резерва «Заря». – Прим. ред.) мы занимаемся гидрореабилитацией. И у нас только каждый четвертый-пятый остается в плавании, а остальные уходят в другие виды спорта. Поэтому задача наша первоочередная – это общая реабилитация, потом индивидуализируем дальнейшую программу реабилитации, а потом уже человек определяется – пойдет ли он в спорт, музыку или будет заниматься искусством, к примеру. Но большинство, конечно, остаются в спорте.
– Юрий Алексеевич, у Вас опыт в Вашем деле просто колоссальный. А на каком этапе Вам уже сразу видно, что спортсмен может показывать высокий результат?
– Это всегда практически сразу видно. Способности к плаванию для специалиста видны уже на первом этапе общей реабилитации. Вот в олимпийском плавании жесточайший отбор, проходящий еще на начальном подготовительном этапе. Так вот они для дальнейшей спе- циализации выбирают наиболее талантливых детей для плавания, а мы начинаем работать с тем, что имеем сразу. И далеко не все, даже, к примеру, участники Паралимпийских игр, способны к плаванию. Порядка 30 % спортсменов, которые не способны к плаванию, но они за счет своего трудолюбия, за счет самоотдачи, дисциплины и, еще раз повторюсь, за счет своего собственного упорного труда попали в сборную и участвуют в Паралимпийских играх и показывают высокий результат. А в здоровом плавании такого не бывает. Вообще. По краней мере, на чемпионате Европы или чемпионате мира – там ни одного неталантливого спортсмена нет. А у нас по-другому, конечно. Раньше вообще, когда только начинали, в 90-е годы, было так: дадут тебе восемь человек и говорят, делай что хочешь, через три недели едете на чемпионат Европы или мира... и вот без особых сборов, с нуля готовили ребят. И только с 2000 года уже начали более-менее профессионально готовить.
Получается, лучше стали условия и больше людей стало приходить в паралимпииский спорт. В чем главное отличие от того, как было тогда и как стало сейчас?
Главное отличие – это то, что государство заинтересовалось паралимпийским спортом, пришло на помощь. Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата аккредитовалась, под нее были выделены определенные субсидии, как и в здоровом спорте, на участие во всероссийских, международных соревнованиях, это резко подняло популяризацию паралимпийского спорта у нас в стране. Сразу появился и международный календарь, и план подготовки по всем видам спорта, которые были на то время. Мы знали по календарю, на какие соревнования мы уже точно поедем, сколько финансирования нам выделяют и сколько надо туда спортсменов и тренеров готовить, сразу появилась определенность организационно-правовая, финансовая, методологическая, то есть сразу ясно стало, на каком этапе какую работу спортсменам давать. Это очень важно.
– Юрий Алексеевич, спасибо, все так подробно рассказали. Интересная информация. Но давайте вернемся в Токио. Поговорим о выступлениях Ваших спортсменов. Как все прошло, именно с точки зрения тренера?
– С точки зрения тренера, прошло все, позвольте выразиться такими словами: «офигенно-замечательно»! Офигенно – то, что попали прямо в точку! Нам очень посбособствовало и то, что не одно, а целых три тренировочных мероприятия прошли на Сахалине, то есть спортсмены были настолько адаптированы по временному поясу, да и климатически тоже, что сыграло немаловажную роль в наших победах.
На Играх в Токио какое место мы запланировали, такое и получили в итоге. Отработали, выложились на 100 %. Итак, по каждому спортсмену: вот Роману Жданову, что мы запланировали с ним, то он и проплыл, взял три золотые и две бронзовые медали. Андрей Калина – мы ему планировали одну золотую медаль, а он взял, включая эстафету, целых три золотыемедали. Николаев Андрей – мы планировали одну золотую медаль, а он взял и золото, и серебро. Богдан Мозговой – теоретически надеялись, что он будет бороться за золото, а он это золото взял практически! Также Виктория Ищиулова, Андрей Граничка – тоже теоретические имели планы на их золотые медали, и они их взяли! А Андрей не только выиграл у действующего на тот момент рекордсмена мира, но и установил новый мировой рекорд. Анастасия Гонтарь проявляла себя на тренировках, результаты хорошие показывала, и мы думали, ну вот бы если так и пошла, смогла бы бороться за золото. А она взяла и выиграла и его! И вот, таким образом, у нас практически получилось 110 % попадания. С уверенностью могу сказать, что получилось все замечательно. И решающую роль в нашей победе, повторюсь еще раз, сыграли тренировки на Сахалине, где ребята смогли максимально адаптироваться к условиям Токио.
В Париже на летних Играх 2024 года, конечно, сложно будет повторить такой триумф, но мы будем стараться и работать. Как говорится, мы не лыком шиты, у нас очень перспективная молодежь, порядка 20–25 % сейчас молодых спортсменов – это ребята от 15 до 20 лет, которые к 2024 году, я думаю, покажут приличные результаты, поэтому мы еще поборемся.
– То есть в Париже ожидаем новых звездочек?
– Я надеюсь, они появятся еще раньше, перед Парижем. Сейчас мы активно вывозим их на классификацию.
– Юрий Алексеевич, и напоследок хочется поздравить Вас не только с великолепной победой на Играх в Токио, но и с победой в номинации «Преодоление» (за вклад в развитие адаптивного спорта) в категории «Тренер года» Национальной спортивной премии. Для Вас что-то поменялось после этого или это такое логичное продолжение трудовой деятельности?
– Спасибо. Да, я три раза номинировался на эту премию – и вот, победил. Это приятное продолжение трудовой деятельности. Я уже достиг как тренер всего, что есть в нашем спортивной мире, и теперь остается только работать, работать и работать. Продолжать стараться завоевывать как можно больше медалей для нашей страны.
– Благодарим Вас, Юрий Алексеевич! Желаем дальнейших побед и спортивной удачи!
Интервью опубликовано в 2021 году в 6 выпуске журнала "Паралимпийский спорт"