Сомнений нет, он однозначно существует. Он был раньше и есть сейчас. А вот что он такое — хочется попытаться понять.
Если в 1960-х его вроде как еще не было, то в 1970-х он уже появился. Об этом вам расскажут Боб и Джордж — простые выпускники советских вузов, о которых никто и не узнал бы, не создай они Аквариум. Кроме подпольного Аквариума расцвели пышным цветом разнообразные вполне легальные ВИА. Музыка их хотя и была выхолощена цензурой, но все же кое-где проскакивали блюзовые нотки.
Вы, уважаемый читатель, скажете, вероятно, что русский рок — это прежде всего глубокий текст. Но если мы считаем Боба Гребенщикова наследником Чака Берри, Литтл Ричарда и Элвиса, то причем здесь глубина текста? Конечно текст может быть глубоким, но не должен. У Боба на «доисторических» альбомах стихи чрезвычайно просты. Заумь пошла уже позже. Наши рокеры, как и зарубежные, поют о тусовках, любовных неурядицах, жизни и смерти. А что расслышит в тексте фанат, зависит от его восприятия. У Лу Рида и Боба Дилана очень глубокие тексты, но рок-н-ролльны они именно из-за музыки. В противном случае Рид и Дилан могли бы, как Евтушенко и Вознесенский, просто декламировать стихи со сцены, не заботясь об их музыкальном наполнении.
Рок-стихи таковы из-за бунтарского духа, рок-н-ролльного образа жизни, панковского «живи быстро, умри молодым» и всего, что так или иначе воспринимается неотделимым от рок-культуры. Русского феномена в этом нет. Это общемировая тема. Из истинно русского здесь только язык.
С 1980-х люди далекие от рока запихали в понятие «русский рок» и синти-поп, и регги, и бардовскую песню и бог весть что еще. Макар, Цой, Шевчук, Земфира и другие начинали сами и сочиняли на акустике под простые аккорды. Когда слушаешь их альбомы, разве скажешь, что там нет рока? Аранжировка делает свое «черное» дело. Башлачев и Веня Дыркин интересны и самобытны сами по себе, но без качественной аранжировки рок-н-ролл там тяжело угадать. Хотя...
Если рок делает роком аранжировка, то может быть истинно русский рок — фолк-рок или пейган-метал? Послушаем, например, «Гори Москва» Мельницы.
Звучит удивительной по-русски. Но ритмика рок-н-ролльная, а убери ритмику — получишь «народную» песню, которую по доброй воле и слушать не станешь, если не фанат фолка.
Русская тяжелая языческая музыка в первую очередь металл, а потом уже вкрапления народных инструментов и языческих текстов. Металл прекрасно впитывает другие жанры, всегда заметно оставаясь собой.
Плагиат в русском роке такая же простая тема, как и в любой стране: «тебе посодют, а ты не воруй». Тем, кто очень хочет написать хорошую песню, но не может, ничто не мешает заплатить талантливому автору и продолжать с ним работать, если «взлетит». Что в этом зазорного? Не все крутые артисты — талантливые сонграйтеры. Вроде бы все просто, но по-прежнему бытует мнение, что музыкант должен писать сам. И музыкант этот пыжится, старается выдавить из себя песню. А она не пишется, хочь убей! И нет бы познакомиться с хорошим автором, а самому развиваться в исполнительстве. Наш «высоконравственный» музыкант, боясь не оправдать, опускается до воровства. И ладно бы крал, как художник! Кто б тогда заметил? Он крадет вчистую, не меняя тональности! Это черта не русского рокера, а идиота без роду и племени. Уважаемый читатель, не делайте так! Это моветон. Лучше послушайте «Шизгару». Русскую, конечно.
Русский рок — часть мировой сцены, большая по территории, но локальная по сути. Иностранцы могут воспринимать русскоязычный рок, но у них та же проблема, что и у нас с англоязычными композициями: в текст врубаться нужно время. Если спето неинтересно, тратить его-драгоценного никто не станет. А вы что думаете?