Найти тему
Начиная всё сначала

VIII вид — не приговор: почему не стоит бояться переводить ребёнка на программу для «особенных» детей

Оглавление

Все дети разные, и у многих есть проблемы со здоровьем. Порой эти проблемы затрагивают психику и интеллект, не позволяя детям усвоить стандартную школьную программу. Таких детей у нас всё чаще политкорректно называют «особенными», и им положена специальная учебная программа VIII вида. Но нередки случаи, когда «особенные» дети по желанию их же родителей учатся по невозможной для них стандартной школьной программе, создавая проблемы как для самих детей, так и для их учителей и одноклассников.

Что такое «VIII вид»?

Если учебные программы I-VI вида созданы для детей с проблемами физического плана (слух, зрение и т.д.), VII вид для имеющих задержку в развитии, но сохранивших интеллектуальный потенциал, то с VIII видом всё иначе — это программа для детей, проблемы с психикой или интеллектом которых не позволяют им учиться в школе наравне со всеми. Программа VIII вида сильно отличается от стандартной школьной: например, там нет точных наук и сдачи ОГЭ и ЕГЭ, а основное внимание уделено получению практических трудовых и бытовых навыков. Учит детей специальный педагог-дефектолог, выполняющий роль учителя, воспитателя и психолога.

Открытый урок в коррекционной школе VIII вида. Источник фото: almamater13.ru
Открытый урок в коррекционной школе VIII вида. Источник фото: almamater13.ru

И вроде бы всё хорошо — «особенному» ребёнку даётся базис, благодаря которому он не пропадёт во взрослой жизни, несмотря на проблемы со здоровьем. Но есть один момент: по Федеральному закону №273 (статья 55, часть 3) перевести ребёнка на программу VIII вида можно только на основании рекомендаций медицинско-психологической комиссии и с согласия родителей. То есть, специалисты рекомендуют, а решение уже принимают родители. И вот тут начинаются проблемы.

Учителя всё равно нарисуют дочке тройки (С)

Некоторые родители категорически отказываются переводить своих детей. Кто-то даже отказывается признавать диагноз, имея на руках заключение специалиста. В моей практике одна мама вообще заявила, что с VIII видом её дочка не сможет получить высшее образование, а раз я (мама) смогла окончить школу и мне учителя рисовали тройки, то и дочке нарисуют. При этом мама не хотела понимать, что ей (в отличие от дочки) ещё не нужно было писать ВПР и сдавать ОГЭ с ЕГЭ.

Итог печален: не способный усвоить обычную программу ребёнок не получает помощь специалистов и продолжает учиться в школе на общих основаниях. Хотя как учиться — сидит на уроке и ничего не понимает. Так, дочка упомянутой выше мамы переписывая абзац из учебника географии вместо Афганистана написала «Афигестан», а на фото ниже она так по-английски написала «понедельник». В обоих случаях на замечания учителя был дан обескураживающий по своей искренности ответ: «А чё такова?»

И это 7 класс. Девочка просто не понимала, что допустила ошибку.
И это 7 класс. Девочка просто не понимала, что допустила ошибку.

Психологическая травма

Но то, что ребёнок зря ходит в школу и остаётся неучем, ещё полбеды. Теперь представьте: «особенный» ребёнок приходит в школу в обычный класс, но ничего не понимает. А дальше вариантов развития событий два:

  • Ребёнок полностью замыкается в себе, держится обособленно и ни с кем не общается, ибо понимает, что он — другой, и отличается от своих одноклассников. Порой во время урока такой ребёнок просто сидит и плачет от собственного бессилия и осознания того, что он не такой, как все. Так «особенный» ребёнок становится изгоем и белой вороной.
  • Ребёнок понимает, что он на особом положении (на уроке не спросят, а тройку нарисуют), и начинает буйствовать, уничтожая всю дисциплину в классе. Жизнь других детей и учителя превращается в кошмар. Что ещё хуже, такое поведение могут начать копировать другие дети: если «особенному» (по желанию родителей официально обычному) можно не учиться и плохо себя вести, то почему нам нельзя?

В первом случае мучается сам «особенный» ребёнок, во втором он уже сам мучает других. В обоих случаях он не усваивает школьную программу, а школа превращается в натуральное орудие пыток. Последствия для психики ребёнка будут только негативные. Учителям только остаётся уговаривать родителей «особенного» ребёнка отвезти его на комиссию и перевести на упрощённую программу. Больше у них полномочий нет.

Обучение по VIII виду проходит в коллективе таких же «особенных» детей, то есть ребёнок не будет чувствовать себя одиноким или изгоем. Источник фото: shkolala.ru
Обучение по VIII виду проходит в коллективе таких же «особенных» детей, то есть ребёнок не будет чувствовать себя одиноким или изгоем. Источник фото: shkolala.ru

А как же быть?

Ответ предельно прост: если есть подозрения на проблемы со здоровьем у ребёнка, то необходимо обратиться к специалистам. Как минимум, болезнь будет выявлена и назначено лечение, без которого она будет только прогрессировать. Если комиссия даст рекомендацию к переходу на программу VIII вида, то и это не будет лишено смысла, так как из обычной программы ребёнок ничего не сможет усвоить и попусту потратит годы в школе. И эти годы вряд ли будут счастливыми.

Так что VIII вид это не крест на всей жизни ребёнка. Сейчас хватает рабочих профессий с хорошей зарплатой и никто не запрещает потом в этой же сфере, например, открыть свой бизнес. Возможностей хватает, но самое главное то, что ребёнок получит шанс на нормальную жизнь.