Особо внимательные любители авиации порой замечают, что на полозьях некоторых вертолётов устанавливаются странные матерчатые валики. Они имеют цилиндрическую форму и соединены между собой трубками. Причём установлены они далеко не каждых пролетающих вертолётах.
Давайте же разберёмся, что это за странный тюнинг такой?
Итак, рассмотрим валики поближе на примере довольно популярного гражданского вертолёта Робинсон R44. В данный момент полёт проходит над поверхностью воды. Но что произойдёт, если вдруг пилоту понадобится сесть на воду?
Разумеется обычный стоковый R44 с завода на такое не рассчитан, и он просто утонет через какое-то время.
Но тут пилот активирует эти так называемые валики, и вот что происходит. Связывающие их трубки - это кабели, по которым приводятся в действие пиропатроны. Они работают примерно также как и те, которые стоят в подушках безопасности автомобилей.
В результате валики превращаются в надувные поплавки, которые заполняются газами от срабатывания пиропатрона. В конечном итоге весь вертолёт приобретает положительную плавучесть и может сесть на воду.
Разумеется безопасным такое вот необычное приводнение можно считать, если посадка проводится на поверхность воды без сильного течения или волнения. Иначе вертолёт просто унесёт вниз по реке, или же он зацепит лопастями несущего винта волны.
Эта дополнительная опция не одноразовая. Так фирмы-производители, которые выпускают эти девайсы, предлагают не только смену пиропатронов, но и вместо них ставят систему заполнения поплавков сжатым воздухом от баллона-ресивера, или же их закачку от выхлопных газов двигателя. Просто пиропатроны срабатывают мгновенно, а вот в остальных случаях на надувание поплавков потребуется чуть больше времени. И не факт, что в экстренной ситуации это время у пилота будет.
Разумеется каждый набор этих съёмных поплавков проектируется под каждую модель вертолёта на заказ. Но на популярные и массовые модели есть уже разработанные стандартные решения в наличие.
Итак, R44 приводнился на стоячую воду без волнения. Можно видеть, что полозья погрузились под воду незначительно.
Сама идея надувных поплавков для приводнения впервые была реализована на спасательных вертолётах. Но они были стационарно надуты и не требовали постоянного сдувания и укладки. Однако со временем эти поплавки начали ставить и на обычные вертолёты, т.к. по сравнению со стоимостью вертолёта система стоит недорого, и может спасти людей и дорогостоящую машину от воды.