Джордан Пил – конечно, весьма своеобразный режиссер, но для меня знаний о том, что его новый фильм будет об инопланетянах, было достаточно, чтобы ждать "Нет" с нетерпением. Был ли я разочарован увиденным? Скорее, нет – меня почти всё устроило. Да, я бы эту ленту поставил только третьей после "Прочь" и "Мы", но в ней есть фирменная пиловская черта – такое кино интересно разбирать после просмотра, увлекательно задаваться вопросами о его сюжете и находить на них ответы. Этим и займемся – традиционно, не в целях поймать сценаристов на сюжетных дырах, а с прицелом на сиквел или любое иное расширение вселенной, где вас в любой момент может сожрать инопланетная летающая шляпа.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ЗРИТЕЛЕЙ
Как давно Джинсовка находится на Земле?
В самом начале фильма мы слышим новостное сообщение об исчезновении 11 туристов, поиски которых до сих пор не увенчались успехом. Очевидно, таким образом Джордан Пил указывает нам на то, что инопланетное существо уже ведет свою охоту. Но как давно оно находится на нашей планете? Хищнику-пришельцу таких размеров и такой скорости необходимо много пищи, и одними редкими пропажами нескольких человек или отбившегося от стада скота долго оно не продержалось бы. Что это значит? Только то, что Джинсовка либо прибыла на нашу планету недавно, либо заглядывала сюда с каким-то разведывательными миссиями, а после улетала, скажем, на материнский корабль.
Почему пришельца не засекли спутники?
Из ряда недавних событий мы выяснили, что спутниковое наблюдение за поверхностью планеты достигло весьма высокого уровня детализации и частоты. Джинсовка, которая научилась ловко прятаться от наблюдателей с поверхности земли, должна была стать заметной целью для любых спутниковых средств наблюдения. Даже если отбросить наблюдения в видимой части спектра, пришелец давал такое излучение, что рядом с ним глохли все электроприборы – для наблюдающего в электромагнитном диапазоне объектива такой артефакт давал бы яркую засветку. Почему его не заметили?
Что означал стоящий вертикально кроссовок?
Впечатляющая сцена кровавой трагедии в съемочном павильоне шоу "Дом Горди" будоражит зрительское внимание не только видом разрушенных декораций и изувеченных тел, но и странным стоящим вертикально спортивным тапочком, слетевшим с чьей-то ноги. Юный Рикки тогда догадался спрятаться, но и его внимание привлекла странная обувь. Привлекла настолько сильно, что он забрал кроссовок себе и выставил в своем личном музее. Фильм не объясняет смысла показанного. Это означает присутствие пришельца, аналогичного Джинсовке? Это абсурдная деталь, отвлекающая Рикки от ужаса? Это такое же "плохое чудо", какое убило отца О.Джея?
Почему Горди не напал на Рикки?
Вообще, эта история с "обезьяньим бешенством" довольно странная. Внезапно слетевший с катушек шимпанзе Горди убивает и калечит всех присутствующих на площадке, но щадит маленького Рикки. Больше того, обезьяна протягивает ребенку лапу в их фирменном приветствии. Означает ли это, что Горди сознательно оставил Рикки в живых? С другой стороны, полупрозрачная скатерть на столе, под которым спрятался Рикки, не позволила ребенку и животному установить прямой зрительный контакт, а это может быть намеком на то, что в Горди было нечто, действующее аналогично джинсовке. Что же это?
Почему взрослый Рик не сделал попытку сфотографировать НЛО?
В наши дни Рикки перебрался на средний запад, но с шоу-бизнесом не порвал, теперь в его владении находится парк развлечений Джупитерс Клэйм, посетители которого могут на время почувствовать себя первыми поселенцами, обживающими новые территории Северной Америки. В какой-то момент О.Джей обнаруживает, что Рикки Парк уже давно приметил Джинсовку и пытается приманить пришельца лошадьми, купленными на ранчо Хейвудов. При этом Кик ни разу не попытался заснять летающего монстра? Это глупость? Или попытка удержать феномен в рамках своего парка развлечений?
Почему Джинсовка всегда появлялась в одно и то же время?
Интересным выглядит и то, что, организовав показательное появление Джинсовки, Рикки сообщает публике, что существо появляется каждый день в одно и то же время в одном и том же месте. Вполне возможно, что это такой маркетинговый ход, попытка подчинить природу расписанию работы парка, но почему бы не поверить давно следящему за загадочным парком Рику Парку. Но тогда в противоречие входит непредсказуемый нрав дикого существа и небывалая для животного приверженность четкому расписанию. При этом, если Джинсовка и прежде являлась к парку в одно и то же время, то почему ее никто раньше не видел?
Почему не расследовалось исчезновение посетителей парка?
Закончившееся трагедией шоу в Джупитерс Клайм порождает множество вопросов, и главный связан с исчезновением посетителей. Мы-то знаем, что всех их сожрало существо, но почему пропажа порядка тридцати человек совершенно никак не заинтересовала ни их родных и близких, ни власти и полицию? Нападение Джинсовки не могло остаться незамеченным – как минимум, к вечеру визитерами парка должны были заинтересоваться их родственники, а спустя день наверняка должен был бы появиться местный шериф. Но, как мы видим, локальный инцидент прошел без малейшего интереса извне. Если не считать репортера на байке.
Сохранилась ли пленка, записанная Холстом?
Легендарный документалист Антлерс Холст, много лет охотящийся за "невозможными снимками" пришельцев, не может устоять перед предложением Хейвудов и прибывает на ранчо со своей специально приспособленной на такой случай аппаратурой. Главное "оружие" режиссера – ручная камера, которой не страшны электромагнитные импульсы Джинсовки. Именно с ней бесстрашный документалист и оказывается затянут в утробу монстра. Символизм этой сцены понятен – мастера буквально поглотило искусство. Желание славы оказалось сильнее воли к жизни. Но нас интересует другое – а что насчет пленки? Джинсовка извергала всю неорганику из своего организма, и это значит, что где-то в прериях должна лежать бобина с самым удивительным фильмом в природе.
Как летает пришелец?
Понимаю, что это не слишком умный вопрос – все-таки речь идет о фантастике, где многое возможно просто потому что возможно. И всё же... Джинсовка в "Нет" ведет себя несколько иначе, нежели летающие тарелки в других фильмах. Она не кружится и не машет "крыльями", мы не видим следов работы каких-то "двигателей", монстр просто парит. Разумнее всего объяснить происходящее каким-то особым видом левитации, которой не мешают усилия Джинсовки по "засасыванию" своих жертв. Я не самый большой знаток физики, но мне было бы интересно увидеть результаты расчетов энергии, требуемой для такого полета.
Кем был парень на электробайке?
В финале картины оказалось, что брат и сестра Хейвуды – не единственные искатели ответов на проявления аномалии в здешних местах. В самый ответственный момент на ранчо объявляется парень на электромотоцикле, решивший изучить местность, которая "заблерена" на Гугл-картах. Удивительно, но прибыл он ровно в момент атаки Джинсовки. Было это простым совпадением или информация о чем-то сверхъестественном просочилась в таблоиды и на специализированные веб-ресурсы? Странно здесь и то, что парень привел самое нелепое объяснение своему приезду – не проще ли было сказать, что он изучает загадку исчезнувших посетителей парка?
Почему Джинсовка только в финале раскрыла свой истинный облик?
Джордана Пила можно ругать за некоторую занудность и тягу к слишком большому числу загадок на квадратный сантиметр пленки, но режиссер заслуживает похвалы за финальный твист со своей "летающей тарелкой". Мы привыкли, что НЛО в фильмах оказываются космическими кораблями, в которых сидят гуманоиды, но Джинсовка сама оказывается живым существом, а не средством передвижения, и в концовке она показывает свой подлинный облик – нечто небесно-божественное, похожее на корабль под раздутыми парусами. Но почему этот облик стал виден только в конце? Форма диска удобнее для маскировки и маневрирования? Или Джинсовка "раздувается" при приближении опасности, как это делают некоторые земные живые существа?
Почему шар убил Джинсовку?
К сцене гибели монстра у меня тоже есть вопросы. Мы видим, что Джинсовка поглотила воздушный шар в виде маленького ковбоя, тот, очевидно, лопнул у нее внутри, и это стало причиной смерти инопланетного существа. Помимо того, что выглядит странно само нападение на шар, ведь с него свисали отпугивающие монстра флажки, меня смущает эммм... "технология умерщвления". Мы до этого видели, что утробе Джинсовки довольно сложно нанести какой-то урон – она просто сплевывает всё неорганическое. При этом гигантская фигура лошади существу никак не навредила, а вот несколько кусков ткани, накаченные теплым воздухом, вдруг убили. Может, это связано с принятием монстром иной формы, возможно, это сделало пришельца неуязвимым?
Откуда прибыло инопланетное существо?
Финальный вопрос банален, но именно ответ на него может стать лучшей затравкой возможного сиквела. Впервые ли Джинсовка оказалась на нашей планете? Или же все прежние свидетельства столкновения людей с неопознанными летающими объектами на протяжении многих веков были результатом встреч с тем же существом или его предками? Летающий монстр не похож ни на что земное, поэтому правильнее всего предположить, что это существо с иной планеты, но тогда возникают другие вопросы. Как далеко его родина? Не могут ли сюда прибыть сородичи Джинсовки? Как они преодолевают расстояния, и что из себя представляет их планета? Уйма вариантов для продолжения.
Как-то так. Может показаться, что часть вопросов скорее указывают на сценарные недоработки и непродуманность концепта, однако, повторюсь, такой цели передо мной не стоит. Напротив, я готов любыми силами поддерживать и участвовать в разъяснении любых нестыковок и белых пятен в сюжетах фантастических фильмов и хорроров. Мне правда хочется, чтобы такого кино было больше, а фантазия сценаристов и режиссеров не угасала. Так что любые мои вопросы прошу трактовать в пользу создателей – они крутые. Джордану Пилу мое отдельное почтение.
На этом про "Нет" пока всё. Есть мысль осветить этот фильм еще с одного угла, но я не очень люблю грузить подряд одним и тем же, так что отложим следующую статью на недельку. А пока возьмемся за что-то совсем иное. Что именно – узнаете, если будете регулярно заходить на канал Киноведа в штатском и заглядывать в его же кинотележку – и тут, и там бывает интересно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, не смотрите наверх, и...
Увидимся в кино!
#кино #хоррор #фантастика #нет #джордан пил