Карьеру Джона Колтрейна нельзя назвать долгой. Широкой публике он стал известен лишь в возрасте 33 лет, а умер, не дожив до 41 года. Тем не менее, его влияние на джазовых музыкантов остается, наверное, самым огромным в истории индустрии. Сегодня в рамках проекта «Разбирая джаз» мы вспомним одну из его величайших записей — A Love Supreme.
Колтрейн начал играть в малоизвестных ансамблях в конце 40-х годов после окончания службы в американской армии. Уже в те годы он пристрастился к героину и алкоголю, что впоследствии плохо сказалось на развитие карьеры.
В середине 50-х он записывается вместе с Майлзом Дэвисом, но постоянным это сотрудничество назвать сложно — Дэвису приходилось периодически увольнять Колтрейна из группы из-за проблем с наркотиками. Тем не менее, в 1959 году оба музыканта записывают один из главных альбомов в истории джаза Kind of Blue, который во многом повлиял на стиль зрелого Колтрейна.
В 1964 году Колтрейн, уже в качестве лидера собственного квартета, выпускает один из лучших альбомов в истории — A Love Supreme. Вот как сам музыкант рассказывает об идее записи.
В 1957 году я испытал, по милости Божией, духовное пробуждение, которое должно было привести меня к более богатой, более полной, более продуктивной жизни. В то время, в знак благодарности Ему, я смиренно просил, чтобы у меня появились средства и возможность делать других счастливыми с помощью музыки.
Музыкант даже расстался с собственной женой Наймой Граббз для того, чтобы полностью окунуться в духовное одиночество и творческое созидание. Тогда же он навсегда решил покончить с вредными привычками.
A Love Supreme стал эталоном джазовой импровизации, хрестоматией сольной игры, которую до сих пор изучают новички. Тогда, в середине 60-х, стиль игры Колтрейна одни называли гениальным и неповторимым, другие — непонятным нагромождением нот. Джаз постепенно уходил от импровизации, базирующейся на аккордовой последовательности, в сторону ладовой импровизации.
Альбом состоит из четырех пьес, последняя из них — настоящая молитва Господу, религиозный псалом, в котором Колтрейн бесконечно благодарит Всевышнего и просит его дать ему сил для дальнейшего творчества.
Моя цель — жить действительно духовной жизнью и выразить это в моей музыке. Если вы живёте именно так, то играть легко, потому что музыка часть такой жизни. Она очень, очень глубоко в вас. Моя музыка — это вдохновенное выражение моего Я — моей Веры, моего опыта, моего естества.
Джон Колтрейн
A Love Supreme вознес Колтрейна на вершину славы и стал самым коммерчески успешным проектом музыканта. Тем не менее, мировой успех не отвлек Колтрейна от его духовных поисков. Он всерьез увлекся индийской музыкой, исследовал ее, а позже даже пришел к выводу, что определённые звуки и гаммы могут «наводить конкретные эмоциональные смыслы».
В 1982 году Африканская православная церковь канонизировала Колтрейна, таким образом официально признав его святым.
Колтрейн умер от рака печени 17 июля 1967 года в возрасте 40 лет. Его смерть потрясла музыкальное сообщество. Даже близкий соратник музыканта — Майлз Дэвис — не смог по началу поверить в новость о смерти музыканта.
Смерть Колтрейна всех потрясла, застала врасплох. Я знал, что выглядит он не слишком хорошо… но не догадывался, что он был настолько болен — и вообще что он был болен.
Колтрейн произвел революцию в джазе: его эксперименты с музыкальными культурами Африки, Латинской Америки и Индии до сих пор впечатляют нынешнее поколение джазовых музыкантов, а его подходы к методам импровизации остаются примером для начинающих джазменов и в наше время.
К содержанию блога
#джаз #колтрейн