Почему «выбивающийся»? Достаточно посмотреть на портрет, что бы почувствовать: с этим существом что-то не так. Реконструкции облика терапсид — отдельная форма изобразительного исусства. Художники видят их очень по-разному, — с шерстью и без, так что два изображения одного и того же существа редко походят друг на друга. Но из тиараюденса, как не рисуй, выходит что-то нелепое. В норме звероящеры — на усмотрение художника — могут быть более или менее звероподобны, страшны или уродливы. Данный же — средний, всего около метра в длину, — представитель отряда представляется откровенным клоуном.
Из-за несоответствия формы и содержания.
Тиараюденсы — род из подотряда аминодонтов, выделяющихся среди терапсид тем, что включает виды преимущественно растительноядные. Реже — всеядные. Как следствие, многие аминодонты выглядят необычно, ибо необычным для четвероногих по меркам времени был сам по себе отказ от хищничества. Открытия, позволяющие переваривать растительную пищу, были сделаны позвоночными только в ранней перми. Тиараюденсы же жили в середине периода, когда мода на вегетарианство ещё не распространилась.
...То есть, в облике тиараюденса диссонируют явные признаки безобидности с огромными — даже по меркам зверощеров — сабельными клыками. Мирный же характер выдают, как сложение, явно не спортивное, так и немногие прочие зубы. В обычае аминодонтов было сводить число зубов к минимуму, сохраняя только резцы для откусывания листьев папоротника. Жевать пищу они ещё не умели.
Клыки же — да. Внушают. И надо думать, носили их тиараюденсы не для украшения, а для самообороны. Что не делало их опасными, учитывая относительно небольшой размер и очевидную неуклюжесть. Уклониться от замаха привставшего на задние лапы тиараюденса не смог бы, разве что, другой звероящер. И то — не всякий. Современные тиараюденсам хищные горгонопсы были куда более быстрыми, гибкими, а часто и более крупными. А значит, громадные клыки — ни о чём, по сути.
Тем не менее, тиараюденса можно рассматривать как пример успешного раннего мелкого травоядного. Мелкого, значит, защищённого от более проворных хищников не размером. Вырасти большим для безопасности — первое, что приходит в голову. Но и не только клыками защищённого. Есть — пусть и не бесспорные — основания полагать, что тиараюденсы жили стадами, оборонялись коллективно, да ещё и заботились о потомстве.