Найти в Дзене
Есть мнение

Самый маленький истребитель всех времён: XF-85 Goblin

За характерную внешность называли этот удивительный самолёт, совершивший первый полёт в 1948 году, «летающим яйцом». Специализация же звучала ещё хуже — «паразитный истребитель». Крошечный же — меньший чем у какой-либо из военных машин до и после него — размер, — 4.5 метра в длину, 6.5 в размахе крыльев (плюс, они складывались) и 2.5 метра в высоту — объяснялся тем, что Гоблин был внутренним паразитом. Обитавшим в брюхе бомбардировщика.

-2

Но, кстати, о бомбардировщиках. С истребителями их обычно связывают отношений хищник-жертва, либо же, в случае бомбардировщиков небольших — конкурентные. Однако, прецеденты паразитизма наблюдались и до 1948 года. Примером может служить советский «летающий цирк Вахмистрова». Комбинация из ТБ-3 и двух подвесных И-16 (правда, в варианте пикирующего бомбардировщика, а не истребителя) даже производилась малой серией. Можно вспомнить и немецкую систему «Мистель», — но ненужно. Ибо до Гоблина речь всегда велась лишь о паразитизме наружном. Внутрь бомбардировщика истребитель не влезал.

-3

...Не влезал до появления В-36 — 190-тонных бомбовозов с шестью поршневыми (толкающие винты) и четырьмя турбореактивными двигателями. Десятимоторные гиганты с радиусом действия 5000 км и нагрузкой 4.5 тонны предназначались для нанесения ядерных ударов по территории СССР. То есть, должны были действовать в глубине вражеской территории без истребительного прикрытия. Скорость 685 км/ч, потолок в 13000 метров и 16 20-мм орудий, как американцам казалось, будут достаточны для защиты от советских перехватчиков. Однако… 37-мм пушки МиГ-15 не позволяли этому ощущению обрести уверенность.

-4

Гоблин, размещавшийся в бомбовом люке и в случае опасности стартовавший с выдвижной рампы, был призван данную уверенность повысить. Машина массой 2.5 тонны развивала скорость 1024 км/ч и вооружалась четвёркой 12.7-мм пулемётов. Благодаря отсутствию необходимости тратить горючее на взлёт и набор высоты, пролететь XF-85 мог около 900 километров. Что тогда было весьма неплохим показателем для истребителя. Но не в данном случае. Ибо не давало надежд дотянуть до дружественного аэродрома, — даже если бы у Гоблина было шасси (на снимках он на сбрасываемой тележке).

После боя паразитный истребитель или падал, или же должен был пристыковаться обратно к трапеции и вернуться на борт бомбардировщика. Однако, эксперименты да и просто здравый смысл подсказывали, что в практической ситуации риск подобных операций — в том числе и для носителя — слишком велик. Машина не пошла в серию.