Прежде всего, спасение души – это наиважнейшая цель каждого из нас. Об этом сказал Сам Спаситель: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26). Какой смысл душе человека приобрести всё в этом мире – дома, машины, яхты, самолёты, удовольствия, если после она будет мучиться в аду? Неужели вечное не важнее преходящего? Неужели можно выкупить свою душу?
Апостол Павел, развивая мысль Спасителя, пишет: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Стих этот является одним из важнейших во всём Новом Завете. Он в конспективной форме говорит о пути спасения души. Прежде всего, здесь сказано о том, что спасение – это процесс, которому мы должны себя всецело посвятить. Спасение своей души, конечно, имеет первостепенное значение, а дальше в шкале ценностей стоит спасение окружающих – тех, кому можно нести Евангелие. Конечно мы помним, что Слово Божье проповедуется не только и не столько словами, сколько делами.
Как же двигаться путём спасения? Апостол говорит – вникай в себя и в учение. Прежде всего необходимо вникать в себя. Почему именно так? Потому что основное сражение происходит в душе, в разуме каждого из нас. Если мы видим, что происходит внутри нас, тогда мы можем активно участвовать в борьбе. Ведь нам сказано пленять всякое помышление в послушание Христу. Что же происходит, если мы этого не делаем и греховные, порочные, лукавые мысли могут «вить гнезда» в разуме? Происходит, как говорит апостол Иаков, зачатие греха в сердце.
Нечистая мысль сама по себе ещё не грех, но становится грехом, если проникает в сердце. На мой взгляд, самая яркая библейская иллюстрация этой истины находится в истории Анании и Сапфиры, описанная в пятой главе Деяний Апостолов. Читая ее, возникает вопрос: в чём именно они солгали Духу Святому? Однако важнее другое. Давайте посмотрим, как именно обличал Ананию Дух Святой через апостола Петра: «Анания, почему это наполнил сатана сердце твое, что ты солгал Духу Святому и утаил от цены земли?» (Деян.5:3, Касс). Итак, Анания был виноват в том, что позволил сатане наполнить своё сердце нечестивыми мыслями… Слава Богу, что мы живём в великой милости Божьей, иначе нас всех могла бы быстро постигнуть судьба Анании…
Анания и Сапфира знали, как побеждать грех, но все же продолжали ему потворствовать. Они были научены тому, как хранить сердце в святости и чести (1Фес. 4:3-5), поэтому так суров был показательный Божий суд. Значит, каждый из нас может научиться тому, как хранить свое сердце.
К сожалению, очень многие наши действия происходят «на автомате». Мы о них даже не задумываемся. Так, например, в одном исследовании испытуемых спрашивали, сколько решений о еде они принимали в течение дня. В среднем люди предполагали, что 14. Но когда их же попросили аккуратно отследить свои решения, оказалось, что в среднем выборов было 227. Выходит, изначально испытуемые не знали о 200 с лишним случаях — и это только решения о еде. Получается, что мы спим на ходу, а враг иногда этим пользуется: «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мат.13:25).
Именно по этой причине в указанном выше тексте из послания к Тимофею сказано о том, что первейшая наша задача – вникать в себя, бодрствовать и молиться. Вторая задача – вникать в учение, которое является зеркалом для духовной жизни. Без зеркала человек просто не видит самого себя и не может оценить своего состояния. Так и без Слова Божьего любой из нас может стать лёгкой добычей для гордости и обольщения. Кроме того, именно Слово учит нас и формирует нашу веру, чтобы преображаться в образ Иисуса Христа и хранить себя в святости и чести.
Наконец, ещё очень важная истина изложена в 1Тим. 4:16. Мы призваны не только вникать в себя и в учение, но и делать это постоянно! Оказывается, недостаточно просто знать истину и даже иногда её практиковать, но действие наше должно быть систематичным и дисциплинированным. Не случайно Церковь Христова очень давно использует термин «духовные дисциплины». Общение с Богом через Писание – одна из духовных дисциплин. Другая – умение постоянно отслеживать своё духовное состояние, или вникать в себя.
Вспоминаются великие слова Джона Уэсли о том, что Церковь устоит и пройдёт через все испытания, если только сохранит три истины: Дух (общение с Богом в Духе), Доктрину (здравое библейское учение) и Дисциплину.
Итак, дух возрождается через покаяние и веру Евангелию и это единократное событие, тогда как спасение души – это процесс: «… со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2:12), «терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21:19), «достигая наконец верою вашею спасения душ» (1Пет.1:9).