Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Докембрийские формы жизни и молекулярные часы

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Пользуясь традиционной преамбулой, вызывавшей ещё лет тридцать назад ощущение непостижимости мира, можно отметить, что 541 миллион лет назад — в начале кембрийского периода и вообще фанерозоя — эона «явной» жизни — на сцене разом появляются животные почти всех живущих ныне типов. И ещё нескольких вымерших впридачу. Но к настоящему времени эффект кембрийского взрыва вполне удовлетворительно объяснён. Так что, можно ограничиться констатацией факта. Раз все основные эволюционные ветви «видны» с начала кембрия, значит, разделились они ещё в докембрии.

К тем же выводам, но уже математически обоснованно, приводит и метод молекулярных часов. Сравнив ДНК двух любых живых существ, по количеству уникальных нейтральных мутаций, скорость накопления которых примерно постоянна, можно узнать, когда жил общий предок данных видов. Применение метода к разным типам даёт, в основном, — исключения пропустим, —время расхождения между 640 и 550 миллионами лет назад. Это — эдиакарский период.

То есть, в эдиакарии существовали уже, допустим, членистоногие, моллюски, иглокожие и полухордовые — предки хордовых. Это — с одной стороны. С другой же, среди находок таковые, в лучшем случае, подозреваются. Без уверенности. Чаще же эдиакарские предки успешно скрываются от науки. Обычный же вендобионт классифицируется, как представитель неизвестного и не родственного современным животным типа. Если вообще не царства.

Очевидно, данная ситуация требует объяснения. Почему тех же членистоногих не удаётся найти в вендских отложениях, если известно, что в то время они на планете точно жили? Ну… для начала, потому что они не были тогда членистоногими. Молекулярные часы указывают время появления не типа в классическом понимании, а клады — эволюционной ветви. Предки членистоногих в это время ещё не имели признаков типа — панциря и членистых ног. Только некоторые особенности внутреннего устройства, упрощающие эволюцию в положенном членистоногим направлении.

Как они выглядели? Это — неизвестно. Как следствие, уверенно опознать их среди найденного и не удаётся. Скорее всего, как какие-нибудь крошечные червяки, но… не факт. Ибо к строению вендобионтов нельзя подходить с современными мерками целесообразности. Тогда — в отсутствии хищников с одной стороны, и в отсутствии множества важнейших эволюционных изобретений с другой, — мерки целесообразности были совершенно иными.