В конце августа в Израиле во всех образовательных учреждениях - и государственных, и частных, обязательные каникулы. Воспользовавшись свободными днями, я побывала на нескольких экскурсиях.
Я посетила Иерусалим. Честно говоря, никогда не испытывала настоящего интереса побывать в Иерусалиме. На всех известных фото - город под палящим солнцем, невысокие дома восточной архитектуры, мало зелени и огромный золотой купол мечети. К тому, что Иерусалим - город многих религий тоже относилась безо всякого интереса.
И столица Израиля меня поразила. Мы въехали по шоссе, соединяющему Тель-Авив с Иерусалимом. Не знаю, как другие окраины, но город сразу предстал красивыми новыми невысокими, но внешне основательными домами. Может, они и не новые, но вид домов очень ухоженный. Все строения утопают в зеленых цветущих кустарниках, деревьях и цветах. Город стоит на больших холмах, и поэтому он кажется еще краше, так как мы видим большую панораму соседних склонов.
Пока мы ехали к старому городу - цели нашей экскурсии, проехали правительственный квартал, увидели здания разных министерств и здание красивой гостиницы, в которой останавливаются самые высокие гости, посещающие Израиль с официальными визитами.
Только на экскурсии я узнала, что так называемый Старый город - историческая часть Иерусалима, обнесенная древними крепостными стенами толщиной до 5 метров и высотой от 5 до 15 метров .
В пределах Старого города находится Храмовая гора. Так вот на самой вершине Храмовой горы за стеной расположены мечеть Аль-Акса и купол Скалы ( тот самый огромный золотой купол на снимках Иерусалима). Доступ на эту территорию имеют только мусульмане. Когда я спросила, нельзя ли нам посмотреть на эти мечети, наша экскурсовод посмотрела на меня как на ненормальную. Мы же туристы - израильтяне. Оказывается, нам это просто запрещено. Точно также для израильтян не устраиваются экскурсии в христианскую часть Старого города - в храм Гроба Господня, к Виа Долороза - крестному пути Иисуса Христа от Львиных ворот Старого города до Голгофы.
Зато израильтяне, иудеи, посещают западную часть Храмовой горы - часть древней стены вокруг западного склона, уцелевшую после разрушения Второго Храма в 70 г. до н.э. Это Величайшая святыня иудаизма.
В Старом городе есть еще Армянский квартал c Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви, независимым от иных христианских учреждений. Наверное, туда тоже не устраиваются экскурсии из Израиля.
Храмовая гора - то самое место Иерусалима, где очень часто происходят стычки между представителями разных религий, и мы видели много полностью экипированных полицейских, следящих за порядком. Во всех входах в Старый город проходит досмотр и входящего, и багажа. Наша экскурсовод предупредила, чтобы мы слушали ее рассказы, группируясь поплотнее и не препятствуя движению других прохожих, иначе тут поводом к скандалу может послужить любое неудобство для прохожих.
Кстати, все кварталы старого города - жилые, несмотря на миллионы прибывающих ежедневно верующих и туристов.
В 1в. до н.э. царь Ирод предпринял проект по удвоению площади Храмовой горы посредством присоединения части холма на северо-западе. Для этого были построены четыре поддерживающие стены. Длина стены на западном склоне горы 488 метров.
С тех пор большая часть территории рядом со стенами была занесена и застроена. Участок стены (около 60 м.) западного склона Храмовой горы, который располагался ближе всего к разрушенному Храму оставили открытым от застроек. Тысячи лет этот фрагмент Западной стены является величайшей святыней иудаизма. Святыня - это не сама Стена, а Храм, который был построен на Храмовой горе. Стена - символ, единственное что осталось не разрушенным.
В 60-х годах прошлого века археологи Израиля начали изучение Западной стены, когда-то построенной Иродом и скрытой под постройками, сменяющими друг друга на протяжении веков. Сложность заключалось в том, что необходимо было вести раскопки под жилыми кварталами. Необходимо было сделать раскопки безопасными для объектов и на земле, и под землей. Для этого и были построены туннели, проходящие у основания всей Западной стены.
Целью нашей экскурсии было посещение как наземной Стены Плача, так и подземной Стены (части туннеля).
Полная высота стены от ее основания 32 метра, при этом открытый фрагмент над землей около 19 метров в высоту. Стена состоит из 45 слоев камня, 28 из которых над землей и 17 под землей. Самые первые слои Стены сложены без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтесанных камней из известняка.
Размеры некоторых камней огромны. Так называемый Западный камень длиной 13.5 метров и весом до 570 тонн. Наш экскурсовод сказал, что до сих пор неизвестно, как могли древние строители доставить такой камень и установить как фрагмент стены.
Наземная часть стены выходит на большую площадь в Еврейском квартале. Стена плача для осуществления молитвы делится на мужскую и женскую часть и разделяется перегородкой. Евреи приезжают со всего мира и пишут записки к Всевышнему с просьбами, надеждами, желаниями, молитвами. Наш экскурсовод сказал, что якобы именно написать записку придумал какой-то марроканец. Он один из большого селения мог позволить себе поехать в далекий Иерусалим, и тогда он сказал своим соседям - пишите, я обязательно передам все ваши просьбы.
Экскурсовод сказал, что, конечно, каждый сам решает, как общаться с Всевышним около стены - кто-то просто тихо стоит рядом и что-то проговаривает в голове, кто-то должен обязательно прикоснуться к священным камням, кто-то старательно засовывает в щели записки. Сейчас даже есть волонтеры, получающие просьбы от людей по Интернету, чтобы их распечатать и отнести записки к стене.
Примерно одинаковое количество женщин и мужчин было у стены. Постояв у стены и сказав заветные просьбы, женщины отходят от стены спиной вперед. Видимо, это означает, что вблизи стены нельзя поворачиваться к ней спиной. Сама площадь, скамейки для отдыха, перегородка, разделяющая Стену Плача на женскую и мужскую половины, фонтаны с питьевой водой сделаны из современных качественных материалов, на площади чисто и много обслуживающего персонала.
Еще в нашу экскурсионную программу входило посещение деревни художников, старой мельницы, старого железнодорожного вокзала Иерусалима, переделанного в зону отдыха.
В общем, главный вывод, который я сделала после экскурсии в Иерусалим - то, что мы посмотрели лишь десятую или даже двадцатую часть древнего города, и что надо обязательно когда - нибудь еще раз приехать сюда.