Найти тему
Манжета театроведа

Пять киноработ Маргариты Тереховой, которые определенно стоит посмотреть

Оглавление

Два дня назад Маргарите Борисовне Тереховой исполнилось 80 лет.
Мне захотелось сделать для вас подборку фильмов с ней, которые мне кажутся интересными и незаслуженно редко появляющимися в медийном пространстве.

Кадр из телеспектакля «История кавалера де Грие и Манон Леско»
Кадр из телеспектакля «История кавалера де Грие и Манон Леско»


"Здравствуй, это я", реж. Ф.Довлатян (1962)

Кадр из х/ф «Здравствуй, это я»
Кадр из х/ф «Здравствуй, это я»

Нежная и эстетически безупречная картина эпохи «оттепели».

Действие происходит в двух временных пластах – довоенном прошлом (и начале войны) и шестидесятых. Талантливый ученый-физик Артем (Армен Джигарханян) не может забыть погибшую на войне возлюбленную (Наталья Фатеева). Всю боль своего сердца он вкладывает в работу и служение людям.

Юная Маргарита Терехова играет здесь влюбленную в Артема девушку Таню. Ее образ критики называли необычайно поэтическим, «самой жизнью», которая стучится в дверь Артема, чтобы залечить его раны.

"И эти губы, и глаза зеленые", реж.Н.Михалков (1967)

Кадр из х/ф «И эти губы, и глаза зеленые»
Кадр из х/ф «И эти губы, и глаза зеленые»

Наверное, нечестно предлагать вам к просмотру этот фильм. Ведь перед нами – 24-минутная короткометражка, студенческая режиссерская работа, да и роль Тереховой здесь, мягко говоря, невелика.

Но, во-первых, это студенческая работа молодого Никиты Михалкова по замечательному и психологически насыщенному рассказу Джерома Сэлинджера. Во-вторых, кроме Тереховой, там заняты еще два звездных актера: Лев Дуров и Александр Пороховщиков. Они играют двух друзей, ведущих заполночный диалог по телефону: у одного из них пропала жена, а второй выслушивает его сбивчивые душевные излияния, ободряя.

А в-третьих, образ Джоан в исполнении Тереховой, ее лицо сопровождают весь фильм, придавая глубинного смысла диалогу героев – ведь именно она, заблудшая жена одного, находится сейчас в квартире второго...

В финале Никита Михалков снимает неоднозначность, которую сознательно оставляет Сэлинджер. Но фильм от этого не теряет в сложности.


«На всю оставшуюся жизнь», реж.П.Фоменко (1975)

Кадр из т/с  «На всю оставшуюся жизнь»
Кадр из т/с «На всю оставшуюся жизнь»

Этот мини-сериал – экранизация романа Веры Пановой «Спутники». Действие его происходит во время Великой отечественной войны в санитарном поезде. Маргарита Терехова – Фаина, одна из пациенток госпиталя на колесах (кстати, в некоторых источниках ее персонаж ошибочно назван медсестрой; медсестру Фаину играет другая актриса, Светлана Карпинская). Фильм пронзителен и светел. Он снят тонким психологом – режиссером Петром Фоменко – и однозначно достоин времени, потраченного на все четыре серии.

"История кавалера де Грие и Манон Леско", реж.Р.Виктюк (1980)

Кадр из телеспектакля «История кавалера де Грие и Манон Леско»
Кадр из телеспектакля «История кавалера де Грие и Манон Леско»
Кадр из телеспектакля «История кавалера де Грие и Манон Леско»
Кадр из телеспектакля «История кавалера де Грие и Манон Леско»

1980 год... Всего несколько лет осталось до объявления Романа Виктюка шокирующим, скандальным творцом и сокрушителем основ. А пока – это просто молодой и талантливый режиссер. Но этот телеспектакль со звездным актерским составом (Гафт, Збруев, Костолевский Терехова...) все равно проникнут чувственностью и свойственной именно Виктюку театральной магией.


"Только для сумасшедших", реж. А.Ихо (1990)

Кадр из х/ф «Только для сумасшедших»
Кадр из х/ф «Только для сумасшедших»

Этот русско-эстонский фильм по сценарию Марины Шептуновой – пожалуй, самый неприятный в подборке. Но есть в нем что-то завораживающее. В очень неожиданном ракурсе говорит он о человечности; есть в нем что-то от романов Достоевского. (Кстати о Тереховой и Достоевском будет одна из моих ближайших статей).

Кадр из х/ф «Только для сумасшедших»
Кадр из х/ф «Только для сумасшедших»

Маргарита Терехова играет медсестру Риту, пожалевшую юношу, доставленного в больницу с тяжелой депрессией. Она спасает его от болезни, но выбранный ей способ нарушает врачебную этику. Завязавшийся вокруг ее поступка скандал разрушает семью и репутацию Риты и приводит ее на грань гибели. Сценарист утверждала, что опиралась при написании сценария на реальную историю, случившуюся с ее знакомой. Режиссеру предлагали снять эстонскую актрису, но он был непреклонен – только Терехова.

Партнером Маргариты Тереховой по фильму стал прекрасный актер Лембит Ульфсак.

***

На сегодня все. Список статей о моем самом любимом фильме с Маргаритой Тереховой можно найти здесь, и скоро он пополнится новыми постами:

© Ольга Гурфова

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))