Найти тему
Чёрно-белое кино

Лучший немой фильм всех времен: какой он?

Оглавление

Продолжая тему немецкого немого кино 20-х, не могу не вспомнить имя Фридриха-Вильгельма Мурнау, создателя легендарного "Носферату" - первого фильма ужасов. Эмигрировав в США еще в конце 20-х, Мурнау снял "Восход солнца" (Sunrise, 1927), который принято считать лучшим немым фильмом всех времен. Об этой ленте сегодня и поговорим

Афиша фильма
Афиша фильма

Окрасился месяц багрянцем

Как по мне, утверждение насчет непревзойденности "Восхода солнца" чуточку спорное. К примеру, многие отечественные ленты того времени может, и уступают по спецэффектам, но уж по драматизму и актерской игре явно превосходят. К сожалению те, кто определяет, какие фильмы были лучшими во все времена, а какие нет, чаще всего совершенно не учитывают советско-российского киноматериала. Что ж, оставим это на их совести и вернёмся к шедевру Мурнау. Что в этой картине больше всего поражает воображение? Со знаком минус то, что Фридрих-Вильгельм, кажется, попутал жанры. Начинается фильм как этакая мрачная драма, продолжается как комедия, а кончается... ну, как сопливенькое немое кино про всречи-разлуки-несчастную любовь. Ну ладно, мне показалось, что сия лента - это вообще попытка экранизировать русскую народную песню "Окрасился месяц багрянцем". Со знаком плюс, что в "Восходе солнца" намечен прием "не промолвив даже слова ты все сказал", который позднее, в эпоху кино звукового будет активно использовать Йос Стеллинг. Не то, чтобы титры вообще отсутствуют, но их мало, и очень часто, чтобы понять происходящее на экране никаких текстовых пояснений не требуется.

Фермер с женщиной из города
Фермер с женщиной из города

Фермер и его женщины в странных шляпах

Место действия "Восхода солнца" некая условная польско-немецкая глубинка, из которой можно сначала на лодке, а потом на трамвае легко доехать до мегаполиса с небоскрёбами и неоном, типа Нью-Йорка.
В глубинку приезжает женщина из города в дурацкой шляпе и уводит главного героя из семьи. Надо сказать, у ГГ такая карма - связывать свою жизнь с женщинами в дурацких шляпах, ибо то великолепие, которое носит его жена, я могу назвать только "шляптем" (шляпой, сплетенной из лыка по технологии лаптя). Видя первый раз в кадре это чудо, невольно вспоминаешь голого Таппера Тайлера из романа К. Саймака "Все живое", который, хвастаясь своей шляпой, гордо заявляет: "Сам сплел!" (О его отечественной экранизации я рассказывал в
предыдущей статье).
Так вот, разгуливая в модных туфельках по деревенской грязюке, женщина из города действует не из добрых чувств, а из самых корыстных побуждений: выкупает у местных фермеров землю и заставляет их переселяться в город. По логике фильма это очень-очень плохо, а женщина - само сатано. Соблазнив ГГ, она подговаривает его утопить собственную жену. И ГГ соглашается, хотя и чует подвох. На следующее утро жена, которая носит на голове шляпоть, говорит сыну и бабке, что они с мужем поедут по воде, а когда вернутся - неизвестно. И вот, когда они садятся в лодку и плывут, происходит самый трогательный момент картины. Верный пёс срывается с цепи и бежит за любимой хозяйкой на причал, а потом плывет за ней и запрыгивает в лодку. Надо сказать, что после этой трогательной сцены пёс в кадре больше не появляется. Ну, доплыл, ну, решил не оставлять хозяйку в опасный момент. А потом куда-то делся и все.
Когда супруги добираются до середины реки, муж со страшным лицом встаёт в лодке и начинает ее раскачивать. Но в последний момент у него не поднимается рука. Ему удается только основательно напугать жену, но не утопить.

И с женой в шляпте
И с женой в шляпте

Из драмы в комедию

После этого ГГ шустро работает веслами, и когда они с женой достигают лесистого берега, начинается отчаянная погоня. Жена орет: караул! спасите! и, теряя шляпоть, устремляется в чащобу, а за ней муж с криком: don't be afraid me! (Следующие полчаса фильма он повторяет это "не бойся меня" постоянно: он так извиняется). И вот они бегут, и добегают до остановки трамвая в чаще леса (sic!) и на трамвае едут в город - в тот самый Нью-Йорк прямиком из немецкой глубинки. В городе драма кончается и начинается комедия. Помирившиеся супруги отрываются, танцуют народные танцы, пьянствуют и пр. Здесь одну за другой Мурнау демонстрирует несколько весёлых сценок. Например, со сбежавшей свиньёй, которая напугала колоритно выпивающего метрдотеля и налакалась вина из разбитой бутылки. (В этой сцене отчётливо чувствуется Александров с его "Весёлыми ребятами". Подозреваю, что Григория Васильевича, который в свое время старательно учился у Голливуда, вдохновил именно "Восход солнца".

Лесной трамвай
Лесной трамвай

И опять в драму

Нагулявшись, счастливые супруги возвращаются обратно в деревню. Сначала на лесном трамвае, потом на лодке. Но тут случается шторм и муж теряет вновь обретенную жену вместе с ее шляптем в бушующей пучине. Домой он возвращается один, и безутешно страдает, двигаясь как бредущий со смены рабочий в фильме "Метрополис" земляка Мурнау Фрица Ланга. А в это время коварная разлучница из города возникает у него под окном, стоя и требуя любви. Муж выскакивает к ней и начинает драматично ее душить. Но додушить не успевает. Ему кричат, что жену таки выловили и она в добром здравии. Муж бросает ведьму из города, кидается к жене и счастливый встречает у ее постели восход солнца.

Такое вот кино. В нем много красивых спецэффектов в духе раннего Эйзенштейна, построенных на использовании комбинированных съёмок, и вообще в нем все прекрасно. Особенно, шляпоть.

#лучшее_немое_кино #немецкий_экспрессионизм #немецкий_экспрессионизм_в_кино #немецкий_экспрессионизм_20_х_годов #немецкий_экспрессионизм_лучшие_фильмы #немецкий_экспрессионизм_фильмы #немое_кино #российское_немое_кино #черно_белое_немое_кино