Найти в Дзене

Феномен успеха оркестра musicAeterna

Оглавление

Продолжаем говорить о великолепном оркестре, его создании и уникальности. А предыдущие части можно прочитать здесь:

___________________________________________________________________

➡️И по традиции я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

___________________________________________________________________

Часть третья (и последняя)

Богатство репертуарной политики оркестра вызывает подлинное восхищение: в ней представлены сочинения композиторов от эпохи барокко (Генри Пёрселл, Жан Филипп Рамо) до наших дней (Филипп Эрсан, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский). Живший в середине прошлого века Артур Джадсон, менеджер Филадельфийского и Нью-Йоркского филармонических оркестров «похвалялся тем, что за семьдесят лет, проведенных на вершинах музыкального бизнеса, он никогда не вмешивался в творческую политику [1]. Если какого-то дирижера тянуло к репертуару, который неизбежно принес бы убытки, он мог наложить свое вето. Разве можно назвать это вмешательством в творческий процесс — ведь это только проявление реализма!» [2]. Очевидно, что сегодня мало что поменялось в подходе менеджмента оркестров и музыкальных театров к репертуару, который не гарантирует коммерческого успеха.

Артур Джадсон
Артур Джадсон

Сочинения современных композиторов можно встретить в репертуаре немногочисленных музыкальных коллективов: Ансамбля солистов «Студия новой музыки», существующего при Московской консерватории [3], Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) [4], Ансамбля Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского [5] и ряда других, которые отводят значительную часть своего репертуара современной академической музыке. Получить крупную площадку для исполнения такой музыки непросто в силу низкого зрительского интереса к такому специфическому и зачастую малопонятному «художественному продукту». Оркестр musicAeterna – счастливое исключение из общего правила: «Курентзис получил известность в музыкальной среде как дирижер-экспериментатор, один из поборников аутентизма. Высокий класс профессионализма и даже перфекционизма Теодора Курентзиса как дирижера не подвергается сомнению» [6].

Дирижёр Венсан Дюместр, работавший с оркестром
Дирижёр Венсан Дюместр, работавший с оркестром

Приглашение узких специалистов по стилистике отдельных композиторов для работы с артистами оркестра – регулярная практика, существующая в коллективе, благодаря чему обеспечивается его профессиональный рост [7] и уровень исполнительского мастерства: «музыкальная волна передается от одной группы оркестрантов к другой, какой это слаженный, слитый в единое целое, совершенный организм – оркестр Курентзиса» [8].

Профессиональный уровень музыкантов оркестра и их ощущение себя солистами во время исполнения музыкальных произведений, личность художественного руководителя и привлекательность его публичного образа для публики, поиск новых форм проведения филармонических концертов, грамотный менеджмент, вдумчивая репертуарная политика и ориентация на развитие музыкантов коллектива, равно как и зрительской аудитории – вот факторы, которые наряду с неординарными интерпретациями Теодора Курентзиса делают этот оркестр уникальным и вписывают его не только в масштаб российской музыкальной культуры, но оставляют за ним значительное место на музыкальной карте мира.

Теодор Курентзис и его оркестр
Теодор Курентзис и его оркестр

Для любителей и профессионалов — прикрепляю запись 3 симфонии #Густава #Малера в исполнении оркестра #musicAeterna и #Теодора #Курентзиса

_______________________________________________

Список источников:

[1] Hart Ph. Orpheus in the New World. N.Y., 1973. P. 71.

[2] Лебрехт, Н. Кто убил классическую музыку? : история одного корпоративного преступления / Н. Лебрехт ; Норман Лебрехт ; [пер. с англ. Е. Богатыренко]. – Москва : Классика-XXI, 2007. – ISBN 9785898172022.

[3] Московская консерватория имени П.И. Чайковского. Творческие коллективы. Ансамбль солистов «Студия новой музыки. [Электронный ресурс].

[4] Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Официальный сайт [Электронный ресурс].

[5]Ансамбль Questa Musica. Официальный сайт [Электронный ресурс].

[6] Ивинских, Г. П. Трансформации театра в переходные эпохи России на рубежах XIX-XX и XX-XXI веков (на материале театральной жизни Перми) : Монография / Г. П. Ивинских. – Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2020. – 444 с. – ISBN 9785912013508.

[7] Ченчикова Ю., Косолапова О. (2016) Грани вечной музыки: оркестранты Теодора Курентзиса о тайнах мастерства [Электронный ресурс] // Москва24, 20 декабря 2016 года.

[8] Ребель, Г. М. Открытие Курентзиса / Г. М. Ребель // Филолог. – 2011. – № 15. – С. 12.

___________________________________________________________________

Читайте также:

___________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊