Найти тему
Малахитовая шкатулка

Стекло по цене бриллиантов. Знаменитая паста

Украшения из стекла существовали с тех пор, как человек начал заниматься изготовлением стекла, но в этой статье мы рассмотрим украшения из этого материала, которые были распространены в 18 веке.

Продолжаем исследовать историю ювелирного искусства!

Недавно мне от читательницы поступил вопрос - "Как отличить стекло от ценного камня?" В конце статьи я отвечу на него, но вначале мы с вами, дорогие читатели, вновь окунёмся в историю, в те времена, когда украшения из стекла обрели невероятную популярность!

Брошь с изумрудом, зеленой пастой и бриллиантами конца XIX века, около 1880 г. Настоящий изумруд круглой формы находится вверху и грушевидной формы по бокам в серединке цветка, остальные - зелёное свинцовое стекло. Источник изображения: bonhams.com
Брошь с изумрудом, зеленой пастой и бриллиантами конца XIX века, около 1880 г. Настоящий изумруд круглой формы находится вверху и грушевидной формы по бокам в серединке цветка, остальные - зелёное свинцовое стекло. Источник изображения: bonhams.com

Paste - Паста - таким термином обозначается свинцовое стекло в украшениях восемнадцатого века.

-3

Ювелирные изделия из пасты восходят к Франции в 18 веке, когда ювелир по имени Жорж Фредерик Штрас начал вручную изготавливать высококачественные украшения из пасты в 1724 году. Вскоре после этого он был назначен «ювелиром короля» и начал делать украшения из пасты для короля Людовика XV.

Брошь из аметиста и пасты середины 19 века. Ряд из трех аметистов овальной огранки на фольге, увенчанных тремя круглыми бликами из бесцветной пасты, на которых подвешены три одинаковые капли. Центральная капля украшена аметистом грушевидной формы
Брошь из аметиста и пасты середины 19 века. Ряд из трех аметистов овальной огранки на фольге, увенчанных тремя круглыми бликами из бесцветной пасты, на которых подвешены три одинаковые капли. Центральная капля украшена аметистом грушевидной формы

Популярность украшений из пасты быстро возросла, поскольку было почти невозможно отличить украшения из пасты от настоящих драгоценностей. На самом деле, в большинстве случаев паста выглядела и блестела лучше!

Брошь из пасты начала 19 века в стиле жирандоль, украшенная разноцветными пастами смешанной огранки
Брошь из пасты начала 19 века в стиле жирандоль, украшенная разноцветными пастами смешанной огранки

Ювелирные изделия из пасты также часто были более трудоемкими в изготовлении, чем украшения из драгоценных камней, поскольку стекло из пасты приходилось мастерски резать и полировать вручную. Это сделало их еще более привлекательными, так как многие в парижском высшем обществе считали украшения из пасты превосходящими настоящие!

Галерея украшений из опалового стекла

Часто украшения из пасты устанавливали на металлическую основу или фольгу, чтобы улучшить цвет и яркость стекла.

Английская золотая брошь ок. 1830 г. с пятью «большими» фольгированными розовыми пастами и четырьмя круглыми топазами
Английская золотая брошь ок. 1830 г. с пятью «большими» фольгированными розовыми пастами и четырьмя круглыми топазами

Украшения из пасты нельзя рассматривать, как фальшивку, подделку, так как украшения с этим материалом превратились в отдельный вид ювелирного искусства.

Пасту восемнадцатого века часто нарезали необычной формы; стекло намного легче резать, чем более твердые драгоценные камни, поэтому огранщики драгоценных камней смогли проявить творческий подход.

Но..с течением времени, особенно в викторианскую эпоху, паста производилась все более массово и теряла свое качество.

Группа украшений из цветной пасты Источник изображения: christies.com
Группа украшений из цветной пасты Источник изображения: christies.com

В настоящее время украшений из пасты сохранилось гораздо меньше, чем украшений из драгоценных камней, стекло, даже свинцовое, имеет свойство разбиваться...

Орхидея середины 19 века свинцовое стекло в серебре
Орхидея середины 19 века свинцовое стекло в серебре

Свинцовое стекло - плотный материал, благодаря этому стекло при огранке даёт великолепные показатели преломления и дисперсии. ( - говоря простым языком - блеск и "переливчатость")

Об этом свойств свинцового стекла я говорила с читателями в обсуждении статьи о Джеке Стормсе. (но мои объяснения некоторые читатели не услышали, не восприняли, возможно, эта статья даст дополнительное понимание)

Современные мастера, путём инкрустаций других материалов достигают невероятных эффектов дисперсии (но это не исключает огранки стекла!)

Отвечая на вопрос читательницы - как отличить стекло от драгоценного камня мой ответ будет таким - Это очевидно!

Я не понимаю, как можно не отличить визуально стекляшку. Если мы говорим о фотографиях, то, конечно, можно ошибиться.

Но если человек видел настоящие изумруды, его не введёт в заблуждение, например, вот такое кольцо:

Видео было мной размещено с целью продемонстрировать, как огранщики тренируются на стекле, шлифуя мастерство! Читатели восприняли это как ролик о подделках..

Если, всё-таки, кто-то не может отличить стекло от драгоценного камня, тут совет один - больше смотреть на настоящие камни😊

Подделки под драгоценные камни, искусственные камни, это совсем другая история, которую мы будем обсуждать в следующих статьях!

Статья об искусственных камнях: