Найти тему
Крымская газета

Как киберспорт стал мировым и что нужно сделать, чтобы начать на нём зарабатывать

Оглавление
Фото: Михаил Гладчук
Фото: Михаил Гладчук

Президент Федерации компьютерного спорта РК Александр Малов в рамках нашей рубрики, в которой мы задаём наивные вопросы профессионалам своего дела, рассказал о том, как киберспорт стал уже мировым и завоевал особое признание на государственном уровне. Давайте узнаем, через какие же испытания нужно пройти, чтобы подняться со ступени тунеядца-геймера и начать зарабатывать.

ДОЛЯ УДАЧИ И МАКСИМУМ ОТДАЧИ

– Как объяснить родителям, что это профессиональный спорт, а нормальная работа уже найдена?

– В России киберспорт признан официальным видом спорта. Как и в любом спорте, нужны определённая доля удачи, максимум отдачи и мастерства со стороны игрока, чтобы достичь высоких результатов. Тем более чтобы попасть в профессиональную команду на зарплату или победить в турнире с большим призовым. Если человек хочет заниматься спортом профессионально, он так или иначе будет меньше времени уделять учёбе. Но отмечу, что не стоит рассматривать киберспорт как работу, пока не поступили коммерческие предложения от команд.

– Тренером становится тот, у кого сгорел компьютер?

– Им чаще всего становится игрок, завершивший карьеру, или высокого уровня, увидевший себя в роли наставника, умеющий координировать и доносить информацию, разбирающийся в командообразовании. В России существуют несколько образовательных программ подготовки менеджеров и тренеров киберспорта, включая высшее образование по данному направлению. То есть тренером может стать любой желающий, который освоит образовательную программу.

СОХРАНЯЯ ФОРМУ

– Могут ли видеоигры способствовать развитию агрессивного поведения?

– Проведено множество исследований по данному вопросу, их результаты сошлись на том, что видеоигры не являются причиной агрессивного поведения. Эти слова подкреплены статьями, исследованиями учёных и психологов из более чем 15 стран мира. Такие игры являются лишь одним из многочисленных факторов риска, но могут оказывать влияние на изначально враждебно настроенных подростков (важен генетический фактор).

– Чтобы стать профессионалом, нужно иметь сильные руки?

– Большинство киберспортивных дисциплин командные. Поэтому, чтобы стать профессионалом, нужно иметь прежде всего коммуникативные навыки. Без общения с другими, предпочитая «тащить всё в одиночку», трудно добиться успеха, ведь большинство игр требует для победы слаженной командной работы. Даже если личный уровень профессионализма высок, в командной игре это не всегда помогает. Для того чтобы повысить свои навыки, требуется большое количество времени – ежедневные тренировки. Из этого следует, что необходимо терпение, а также важно само желание побеждать и развиваться.

– Какие проблемы со здоровьем возникают у профессиональных геймеров?

– Для геймеров опасность представляют травмы локтевого сустава и спины. Это происходит из-за долгого и неестественного положения тела. К ним же относится и туннельный синдром, проявляющийся болями в запястье (как и у многих офисных работников). Любой профессиональный спорт – риск, на который идут спортсмены ради достижения мечты. Чтобы уберечь игроков от травм, тренеры помогают контролировать положение тела за компьютером, а сами игроки используют качественные игровые кресла и регулярно делают упражнения для кистей рук. В игроках воспитывается понимание, что хорошая физическая форма улучшает работу мозга и помогает в достижении цели. Поэтому большинство киберспортсменов соблюдает и пропагандирует ЗОЖ.

ГЕЙМЕР В СЕМЬЕ

– Чему полезному могут научить игры?

– Киберспорт сочетает в себе почти все черты классического спорта: соревновательный дух, навык работы в команде, развитие целеустремлённости. Если брать отдельные дисциплины, то шутеры (экшен-видеоигры, самая известная – CS:GO) прекрасно развивают тактическое и стратегическое мышление, скорость реакции, координацию и точность. Командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры (такие как «Дота-2»), в зависимости от выбранной позиции, способствуют развитию лидерских качеств, умению планировать и видеть на несколько шагов вперёд, рационально использовать имеющиеся ресурсы.

– Как наладить отношения с близким человеком, который отстранился, погрузившись с головой в игру?

– При таких проблемах, видимо, необходимо обратиться к психологу. В любом виде спорта необходимо находить баланс обычной жизни и тренировок. Только в том случае, когда человек уже идёт по пути профессионального спорта, он может изредка погружаться в игру. Но и такие погружения зачастую командные, должны проходить под контролем тренеров (называются «буткемп» – «база для тренировок»).

ЕЩЁ НЕ МАСТЕР СПОРТА

– Где учиться на профессионального киберспортсмена?

– Начинающий вряд ли сможет добиться высот без опыта игры в мелких локальных сетях. Для начала стоит испытать себя на микс-турнирах (участники объединяются в команду в случайном порядке). Далее нужно оттачивать с ними мастерство и показывать результаты на онлайн- и офлайн-площадках, пока ваши успехи не заметят.

– Сколько могут зарабатывать начинающие и профессиональные киберспортсмены?

– У средних игроков в «Дота-2» и CS:GO зарплата от 20 до 50 тысяч рублей, если подписан контракт с организацией. Без контракта единственный доход – призовые на турнирах. К примеру, при уровне среднего класса они варьируются от одного до нескольких миллионов рублей на команду (в команде пять игроков), а низкого – от 70 до 300 тысяч рублей.

– Какова вершина карьерного роста для представителей вашей профессии?

– Вершина и мечта любого игрока CS:GO – ESL Pro League, профессиональная киберспортивная лига. В среднем в 28-30 лет уже заканчивают карьеру, максимальный возраст – до 35 лет.

Кстати

Киберспорт не является увлечением нового поколения. В 1970-е в Стэнфордском университете состоялось первое соревнование по киберспорту. Путь профессионального киберспорта начался в 90-е годы. С появлением Интернета и трансформацией сферы компьютерных игр игроки соревновались между собой в матчах по Сети. Тогда же появились профессиональные лиги. В России история киберспорта официально началась в 2001 году.

Диана МАСЛОВА