«Сегодня мы уже многое знаем из общего объёма Книги познания мира, а сколько в ней ещё осталось нераскрытых и непрочитанных страниц, к которым никто и не прикасался, неизвестно никому …»
Как формировался каждый народ, где находились или сегодня скрываются истоки его образования, вопрос, который всегда волновал и будет волновать этнографов – исследователей изучающих народы, этносы, этнические образования и их происхождение или этногенез, состав, расселение, культурно-бытовые особенности народов, а также их материальную и духовную культуру. Человечество, как вид млекопитающих, обладающий разумом и интеллектом, исходя из проведённых научных исследований зародилось сотни тысяч лет назад практически одновременно на всех территориях нашего земного шара, более или менее приспособленных для такой цели.
Процесс самоопределения и самоутверждения каждого народа на нашей планете проходил тысячелетиями и постепенно. Теперь представьте себе, какую нужно иметь народам духовную силу, особенно малым народам, чтобы пронести и сохранить через тысячелетия всё то, что было заложено в них их далёкими древними предками.
К таким малым народам вполне относится и тувинский народ.
Предки тувинцев, которых они сами называют тываларами, произошли от одного из многочисленных тюркских кочевых азиатских племён. По данным археологов, это кочевое племя осело на землях нынешней Тувы, где-то в третьем веке до нашей эры. На них, окружённых кольцом Саянских гор, тывалары жили обособленно и практически изолированно от соседних племён так называемого Тюркского каганата – примитивного государственного образования, объединившего многочисленные кочевые центрально-азиатские племена под единое начало одного из наиболее могущественных племенных ханов, или Каган-хана, проще говоря – Хана-ханов. При этом надо сказать, что в начале первого тысячелетия нашей эры в Центральной и Средней Азии, Восточной Европе, практически одновременно образовалось и существовало ещё пять разных каганатов – Тюркский, Хазарийский, Аварский, Уйгурский и, не удивляйтесь, Русский каганат.
Самым большим по территории и влиянию среди них был Тюркский каганат, крепко державший в «своих руках» многочисленные кочевавшие племена Северо-Восточного Китая и племена, кочевавшие по землям нынешних Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана, Казахстана и даже части Крыма и Северного Кавказа. Что сближало все эти племена в Тюркском каганате и, как удавалось Каган-ханам Тюркского каганата удерживать под своей властью все подчинённые им племена на таких обширных площадях их обитания, необъяснимо до сих пор. Известно одно, внутри каждого из этих пяти каганатов среди входивших в них племён, мирных отношений никогда не было. В том же Тюркском каганате между его племенами непрерывной чередой шли внутренние локальные войны или, как мы сейчас говорим, «местные разборки», в первую очередь за обладание землями вблизи рек, озёр и торговых путей.
Тувинцам в те непростые времена, для сохранения своей самобытности, помогла сама природа. Изолированные от других племенных народов Тюркского каганата на юге и юго-востоке пустыней, а на северо-западе и северо-востоке высокими горами и непроходимыми лесами, тувинцы, сохранили то, что утратили соседние с ними тюркские племена – шаманизм, горловое пение, при котором певец может одновременно извлекать своим голосом две и даже три ноты, яркую самобытную одежду и народную борьбу называемой ими хуреш.
Тувинские девушки в национальной одежде.
В ходе своего исторического развития древние тувинские племена, всё же периодически попадали под недолгие периоды подчинения то племенам уйгуров, то племенам енисейских киргизов. В переводе с китайского слово «уйгур» – «большое колесо». Так в древних китайских летописях называлось одно из тюркских племён из-за использования ими телег с большими колёсами. С распадом в конце первого тысячелетия Тюркского каганата, все входившие тогда в него племена на востоке и юго-востоке, в том числе и племя тувинцев, перешли под управление набиравшей силы Великой Монгольской империи. А через три века, так и не сумев удержать всю полноту власти на огромных территориях практически всей Центральной, Средней Азии и части Восточной Европы, Великая Монгольская империя распалась на десятки больших и небольших империй и ханств. Среди них наиболее значительными стали в северной части бывшей Великой Монгольской империи Монгольская империя возглавляемая ханом Чингизом или Чингизханом, а в южно-восточной части бывшей Великой Монгольской империи – Китайская империя, управляемая внуком Чингизхана – ханом Хубилаем. Имя Хубилая по-китайски произносилось, как Юань, поэтому Китайская империя при его правлении, называлась Китайской империей Юань. Её столицей стал китайский город Ханбалык, который на протяжении последующих веков несколько раз менял своё название. Последнее имя города Ханбалык – Пекин, столица уже современного Китая.
После распада Великой Монгольской империи тувинцы почти четыре века жили самостоятельной общиной, но в середине шестнадцатого века земли тувинцев, не доступные для посторонних людей, захватила Китайская империя Цинь, пришедшая на смену Китайской империи Юань и установила в тувинских краях свои «китайские» порядки. При этом надо сказать, что Китайская империя Цинь, названная так по имени её первого императора Цинь, сформировалась ещё за два века до нашей эры путём объединения больше десятка разных народностей, живших на территориях современных Китая и Монголии. В дальнейшем, в начале первого тысячелетия, как известно, Великая Монгольская империя в процессе своего расширения поглотила Китайскую империю Цинь и управляла ею до своего распада. После распада Великой Монгольской империи, как уже сказано выше, в её южно-восточной части образовалась Китайская империя Юань, которая после падения режима хана Хубилая стала снова именоваться, как Империя Цинь. В наше время китайцы, в знак памяти первого китайского императора Цинь, нередко неофициально называют Китай Империей Цинь.
За те четыре века предшествовавших захвату китайцами тувинских земель, произошло окончательное формирование тувинского народа, как самостоятельного независимого тувинского этноса, или, говоря научным языком – исторически устойчивой совокупности людей, объединённых общим происхождением, единым языком, культурой и хозяйственной деятельностью. В древних китайских и монгольских летописях местность, на которой проживали тувинцы, упоминалась под именами Тува, а иногда и Тыва. Исходя из ряда научных исследований можно предположить, что в основу таких названий, положены рассказы очевидцев, посетивших в те времена места проживания древнего тувинского народа. В русских же источниках, первые упоминания о Туве и тувинцах, под такими именами, появились только в середине семнадцатого века.
Китайское правление, шедшее на протяжении почти двух веков, оказало на тувинцев сильное влияние, в первую очередь – религиозное. Буддийская религия китайцев, хотя и не притесняла шаманизм – веками сложившуюся традиционную и мистическую по своему воздействию на людей тувинскую религию, всё же вытеснила её с большей части территории Тувы.
Тувинский шаман в традиционной обрядовой одежде (фотография конца девятнадцатого века).
В начале семнадцатого века тувинцы неоднократно пытались развернуть вооружённое выступление за выход из-под зависимости Китайской империи Цинь, но все они, китайцами, были жестоко подавлены.
Первые контакты тувинцев с русскими приходятся на том же семнадцатом веке. Это происходило, как известно, в период освоения русскими первопроходцами земель Восточной Сибири. В основном отношения русских людей с тувинцами тогда, носили торгово-обменный характер. За изделия из железа и бронзы, предметы быта, тувинцы не задумываясь, отдавали найденные ими золотые самородки, меха и пушнину, добытых на охоте.
В середине того же семнадцатого века Россия приступила к более активному освоению территории Сибири и Дальнего Востока близким к землям Китайской империи Цинь, но, при этом, для избежания конфронтации с ней, старалась поддерживать добрососедские отношения с китайскими императорами. В 1689 году между Россией и Китайской империей Цинь был заключен первый в истории взаимоотношений этих двух великих империй так называемый Нерчинский договор, об установлении торговых и дипломатических отношений между ними.
Подписание Нерчинского договора (от России его подписал Фёдор Головин –будущий сподвижник Петра I). Забайкальский город Нерчинск (гравюра 1710 года).
С этой же целью – продолжения поддержания Россией устойчивых связей с Китайской империей Цинь, в восемнадцатом веке в 1727 году между Российской империей и Китайской империей Цинь был подписан ещё один договор, названный Кяхтинским договором. Он был подписан в российском забайкальском поселке Кяхта в октябре 1727 года и включил в себя все положения несколько ранее подписанных в том же 1727 году Буринского и Кяхтинского трактатов. Кяхтинский договор установил порядок новых торговых отношений между Россией и Китайской империей Цинь и определил статус Российской духовной миссии в Пекине.
При этом надо сказать, что в конце того же восемнадцатого века торговые отношения между Россией и Китайской империей Цинь достигли такого размаха, что император Китая своим Указом был вынужден закрыть свою северную границу для торговли со всеми странами, кроме России, чтобы меха и пушнина из неё, шли только в Китай и, не продавались на границе, как мы сегодня говорим, «на сторону».
Но самое главное то, что Кяхтинский договор наконец-то, худо-бедно, определил линию границы между Россией и Китайской империей Цинь и порядок её охраны. А вот линия границы между Россией и Китайской империей Цинь условно тогда проходящая по юго-восточной территории Тувы, была определена значительно позднее и связано это было с тем, что Тува в те годы, продолжала оставаться под административной властью правителей отдельной самостоятельной китайской провинции Маньчжурия. Из-за этого в Туве действовали законы и права данной провинции, значительно отличавшиеся от соответствующих китайских. Только в начале девятнадцатого века, окончательно закрепившись на сибирских и дальневосточных землях, Россия приступила к полномасштабной охране своих границ с Китаем проходившими по территории Тувы или вернее сказать, границы между Россией и провинцией Манчжурией.
В те же девятнадцатом веке на территорию Тувы стали массово легально и нелегально «проникать» русские купцы и промышленники для ведения на ней необлагаемой налогами торговли и поиска полезных ископаемых, в первую очередь месторождения золота и серебра и вскоре развернули в Туве до десятка приисков драгоценных металлов, используя тувинцев в качестве дешёвой наёмной рабочей силы.
Так продолжалось до середины девятнадцатого века, до момента подписания между Россией и Китаем в 1860 году так называемого Пекинского трактата, который ещё порой называют Пекинским договором.
Подписание Пекинского трактата (Китайская гравюра девятнадцатого века. От России его подписал граф Николай Игнатьев).
Этот трактат, его ещё иногда называют Пекинской конвенцией, был продолжением Айгунского договора 1858 года, окончательно определившего линию границы между двумя великими империями по реке Амур. Сам трактат, своими пятнадцатью положениями, не только утвердил границу между Россией и Китаем в Дальневосточном регионе, но и дал русским и китайским торговым людям одинаковые права беспрепятственной и беспошлинной торговли на приграничных дальневосточных землях.
Вслед за купцами и торговцами на земли Тувы потянулись и переселенцы практически со всех российских губерний. Среди них было множество старообрядцев, которые в Туве вскоре обосновали свою религиозную общину. А в 1885 году переселенцы из центральных губерний Российской империи построили в Туве и свой первый посёлок – Туран, который как город, существует и в наше время.
Туран в конце девятнадцатого века и в начале нашего века.
Тувинские земли, тогда ещё называемые в России Урянхайским краем, в девятнадцатом веке одновременно оказались, как под административным управлением Китайско-маньчжурской империи Цинь, так и под сильным влиянием со стороны Российской империи. Надо сказать, Россия в том веке, была экономически намного развитей, чем Китайско-маньчжурская империя Цинь. Потребности России в мехах, пушнине, мясе, лошадях из Тувы, давали тувинцам не только возможности хорошо зарабатывать, но и значительно, по сравнению с прошлыми веками, улучшить бытовые условия своей жизни. К началу двадцатого века на просторные тувинские земли переселилось порядка десяти тысяч россиян с сохранением ими подданства Российской империи. Они, приобретая тувинские земли фактически за бесценок у их местных владельцев, основали на них, кроме поселения Туран, ещё более двухсот небольших поселений. Отдельные переселенцы из России, по примеру тувинцев, даже завели в Туве табуны лошадей, стада коров и отары овец, насчитывавших до несколько сотен голов.
Китайско-японские войны, развернувшиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, окончательно склонили тувинцев в сторону России. Власти граничившей с Тувой китайской провинции Маньчжурии, административном подчинении которой Тува тогда находилась, в период тех войн обложили тувинцев таким налогом, что практически быстро разорили многих из них. Китайские купцы на рынках Тувы устанавливали для тувинцев за бытовые товары двойные, а порой и тройные цены и, наоборот, платили сущие «копейки» за покупаемый у тувинцев их товар. Кроме этого, молодых тувинцев насильно стали забирать на китайскую военную службу, после которой назад в родные края, они уже больше не возвращались.
Развернувшаяся в Китае в 1911-1913 годах так называемая Синьхайская буржуазная революция, названная так по имени китайского года, в котором она произошла – «синь-хай», что в переводе означает «год железной свиньи», привела к свержению в Китае маньчжурской династии Цин и провозглашению Китайской республики. При этом надо сказать, что начавшаяся Синьхайская революция посеяла в Китае, особенно на его окраинах, организационную неразбериху и даже панику. Управляющие северными китайскими провинциями в ходе Синьхайской революции просто терялись, как выполнять указания постоянно сменявших друг друга временных правителей Китая. Понимая, что такое складывавшееся тогда в Китае положение дел ничего хорошего тувинскому народу не даёт, Амбын-нойон Тувы или Верховный правитель Тувы Комбу-Доржу, посоветовавшись со старейшинами, религиозными деятелями и управляющими хошунами или районами Тувы, в конце 1913 года обратился к российскому императору Николаю II с просьбой – взять земли Тувы и её народ под покровительство Российской империи.
Амбын-нойон Тувы Комбу-Доржу среди своих единомышленников (он родился в 1868 году, а 1915 году, был коварно и загадочно убит, возможно одним из тех, кто не хотел государственного протектората России над Тувой. Не исключено, что такими его действиями вполне могли руководить представители китайских спецслужб).
В декабре 1914 года просьба Верховного правителя Тувы Комбу-Доржу взять земли Тувы и её народ под покровительство Российской империи была частично удовлетворена. В пяти из семи хошунов Урянхайского края по Указу императора Николая II было установлено российское административное правление. Нойоны или управляющие тех двух из семи территориально близких к Китаю хошунов, отказались от установления в их хошунах управления со стороны России по этой причине, что их хошуны не вошли в Указ императора Николая II. Пять хошунов Тувы, в который было введено управление со стороны России, перешли в непосредственное подчинение Енисейского губернатора, но при этом, общее внутренне бытовое управление в них осталось в руках Амбын-нойона Тувы Комбу-Доржу. При этом надо сказать, что покровительство России над пятью хошунами Тувы тогда по началу, не носило формы полного протектората. Этот не простой для дальневосточной политики России Указ императора Николая II о российском протекторате над Тувой, в условиях идущих на западных границах России военных действий, начавшихся в августе 1914 года в ходе Первой мировой войны, окончательно вступил в силу только в мае 1915 года после подписания представителями России, Китая и Монголии трехстороннего международного соглашения об автономии Внешней Монголии, официально подтвердившего протекторат России над Тувой.
Подписание трехстороннего соглашения России, Китая и Монголии об автономии Внешней Монголии (фотография выполнена седьмого июня 1915 года по старому стилю. Надо сказать, что данное соглашение было подписано в забайкальском городе Кяхта, в котором в 1727 году был подписан Кяхтинский договор – первый торговый договор между Россией и Китайской империей Цин).
После подписания Кяхтинского соглашения 1915 года, Россия начала «всерьёз и надолго» обустраивать новые для себя дальневосточные тувинские земли. В Туве развернулись масштабные промышленные разработки угольных и золоторудных месторождений, других полезных природных ископаемых, строились дороги, начальные школы, лечебные амбулатории. Добровольные и наёмные мигранты, приехавшие в Туву практически из всех губерний России, как говорится, с «ноля» возвели в ней ещё одно новое поселение, названное Белоцарском, которое по замыслу его создателей должен было стать главным городом Тувы.
Белоцарск на фотографии конца 1915 года. (в его названии отразилось то, как сами тувинцы воспринимали русского царя – «Белый царь». В 1918 году Белоцарск переименовали в Хем-Белдыр, в переводе с тувинского – «Город в месте слияния рек», что соответствовало действительности. Вблизи Хем-Белдыра, вместе сходились реки Малый и Большой Енисей, образуя начало самой величавой реки Сибири – Енисея. В 1926 году после заключения Тувинской Народной Республикой с Советским Союзом договора о дружбе, город Хем-Белдыр был переименован в Кызыл, в переводе с тувинского – «Красный». В наше время Кызыл, как известно, является столицей Республики Тува).
Ход Истории изменить нельзя, как и не стоит гадать, что было бы, если бы ... События мирового масштаба, произошедшие в России в феврале и октябре семнадцатого года прошлого века затронули всю её территорию, даже самые отдалённые уголки от центра России. Напрямую они коснулись и Урянхайского края, в котором наиболее активные представители русского населения собрали в Белоцарске в декабре того же года Первый съезд представителей русской и тувинской общины Урянхайского края, избрали руководителей Урянхайского края и наметили программу дальнейших его преобразований.
В марте следующего, восемнадцатого года, уже Четвёртый съезд представителей русско-тувинской общины провозгласил установление Советской власти на территории всего Урянхайского края. Что интересно, установление советской власти в Урянхайском крае на этом съезде, поддержали все бывшие верховные и действующие религиозные лидеры Тувы.
Но вскоре после этого события в Туве, как и почти на всей территории теперь уже Советской России, развернулась Гражданская война.
В ходе Гражданской войны в Туву постоянно проникали то китайские, то монгольские вооружённые отряды, неуправляемые никем бандитские формирования, чиня произвол и грабежи тувинского населения. Не оставалось в стороне тогда и антисоветское Временное правительство Сибири, возглавляемое адмиралом Александром Колчаком, пожелавшего установить свой протекторат над Тувой. Летом девятнадцатого года почти все тувинские земли заняли отряды красных тувинских партизан, но через год, после их отправки для борьбы с отрядами белогвардейцев в другие Дальневосточные регионы, в Туве снова активизировались монгольские, китайские вооружённые отряды и бандформирования. После окончания в Советской России Гражданской войны и изгнания в с Дальнего Востока японских милитаристов, в Туву вошли части регулярной Красной Армии и изгнали за её пределы остатки белогвардейских, китайских, монгольских отрядов и бандформирований укрывшихся в Туве.
В дальнейшем, при прямом участии представителей Советской России, Дальневосточной республики и Коминтерна в августе 1921 года проходивший в тувинском селении Суг-Бажи Пятый, теперь уже объединённый учредительный Хурал или Съезд народов Тувы, в большинстве делегатов которого были тувинцы, принял Декларацию, провозглашавшую независимость Урянхайского края от кого бы то ни было и о прекращении российской опеки. Урянхайский край на этом Пятом съезде, получил и новое название – Народная Республика Танну-Тува, что в переводе звучало, как «Высокогорная Тува».. На этом же Пятом съезде была принята и первая Конституция Народной Республики Танну-Тува, содержание которой было слепком с Конституции Советской России 1918 года. Столицей Танну-Тува был объявлен Хем-Белдыр – бывший Белоцарск.
В небольшом отступлении от основной темы заметки поясню, что Дальневосточная республика была создана в 1920 году по инициативе партии эсеров или социал-революционеров, для недопущения оккупации Дальнего Востока японскими войсками. Она была признана и поддержана Советской Россией, как буферная, то есть временная республика. В 1922 году, после разгрома на Дальнем Востоке всех белогвардейских формирований и ухода с территории Дальнего Востока японских оккупантов Дальневосточная республика влилась в РСФСР – Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Что касается Коминтерна или Коммунистического интернационала – международного союза коммунистических партий мира, созданного Владимиром Лениным в Москве в 1919 году, то он действовала по 1943 года.
При всём этом надо сказать, что через год после создания Народной Республики Танну-Тува, русские поселенцы, на тех тувинских землях, которыми они законно владели, создали свою национальную автономию, так называемую Русскую самоуправляющуюся трудовую колонию Тувы, в которой насчитывалось до двадцати тысяч человек. Данная колония просуществовала до 1944 года и самоликвидировалась после добровольного вхождения Народной Республики Танну-Тувы в состав Советского Союза. Все эти годы Русская самоуправляющаяся трудовая колония Тувы признавала все законы и решения правительства Народной Республики Танну-Тувы и служила в большей степени для поддержания русскоязычного населения данной республики. Русская самоуправляющаяся трудовая колония Тувы имела свои органы управления, герб и флаг, школы и даже издавала свою газету, конечно же, на русском языке. Тувинские власти со своей стороны лояльно относились к этой колонии и практически, не вмешивались в её деятельность.
Лицевой логотип газеты Русской самоуправляющей трудовой колонии Тувы «Красный пахарь» (в его верхнем правом углу размещены флаги этой колонии и Народной Республики Танну-Тувы).
На том же Пятом съезде первым Председателем правительства Народной Республики Танну-Тувы или Главой Республики Танну-Тувы был избран Монгуш Буян-Бодыгры – один из тех тувинцев, которые подписывали в 1914 году письмо к императору России Николаю II с просьбой о российском покровительстве.
Монгуш Буян-Бодыгры среди соратников по государственной работе (годы жизни 1892-1932. В 1929 году в результате внутрипартийных разногласий он был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», а через три года репрессирован, как «враг народа». В 1956 году он был посмертно реабилитирован. В 2012 году в Туве, в честь Монгуша Буян-Бодыгры был учреждён республиканский орден его имени трёх степеней, а в 1914 году в центре Кызыла, Монгушу Буян-Бодыгры был установлен памятник).
За год до Пятого съезда народов Тувы представители Российской коммунистической партии большевиков и Коминтерна создали в Туве Тувинскую народно-революционную партию – коммунистическую по своему идеологическому существу. Тува после этого, вслед Советской России стала второй коммунистической страной в мире. Третьей такой страной в 1924 году, как известно, стала Монголия. Естественно, что все посты в правительстве Республики Танну-Тувы при её образовании, тогда заняли только члены Тувинской народно-революционной партии, которая, как и её старший собрат – Российская коммунистическая партии большевиков в Советской России, стала в Народной Республике Танну-Туве правящей на долгие десятилетия.
Ещё одной особенностью Пятого съезда народов Тувы, стало принятие на нём специальной резолюции, что в международных отношениях Народная Республика Танну-Тувы будет действовать согласованно с Советской Россией.
Независимость Народной Республики Танну-Тувы в мире никто, кроме Советской России и Монголии не признал. Китай сразу же заявил, что Народная Республика Танну-Тувы – это его взбунтовавшаяся северная китайская провинция, но никаких военных мер по её укрощению предпринимать не стал, зная, что за спиной Народной Республики Танну-Тувы стоит Советская Россия. При всём этом надо сказать, что одним из первых решений Правительства Народной Республики Танну-Тувы стало создание в республике собственной Тувинской Аратской (Крестьянской) Красной армии – вооружённого отряда всего из десяти бойцов и Министерства обороны. Через три года Тувинская Аратская Красная армия насчитывала уже до одной сотни воинов, а к 1941 году увеличилась до пятисот человек.
В последующие пять лет молодая, но уже окрепшая к тому времени Советская Россия, ставшая в декабре 1922 года Союзом Советских Социалистических Республик, всем чем могла помогала Туве в становлении зарождавшейся в ней государственности. В 1926 году очередной Хурал народов Тувы переименовал Народную Республику Танну-Туву в Тувинскую Народную Республику, а столицу республики, как уже сказано выше, в Кызыл.
В последующий предвоенный период события, происходившие в Тувинской Народной Республике мало чем отличались от событий, происходивших в это же время и в Советском Союзе.
В Тувинской Народной Республике был взят курс на построение социализма и на коллективизацию крестьянских хозяйств. В отношении несогласных разворачивались репрессии с арестами и изъятием их земель, скота и другого имущества в пользу государства. В тоже время в Тувинской Народной Республике была проведена и первая в истории тувинского народа перепись её жителей, были созданы тувинский алфавит и основы тувинской письменности, что в дальнейшем значительно повлияло на повышение грамотности населения, его образованности и культуры.
Большую роль в коммунистической идеологизации народа Тувы в тот период сыграли сами тувинцы – выпускники Московского Коммунистического университета трудящихся Востока имени Сталина. В Туве, как и в Советском Союзе в тридцатые годы прошлого века, произошли массовые гонения на тувинскую религию и её служителей. Были закрыты все буддийские монастыри и христианские православные церкви, а шаманам запретили исполнять многовековые шаманские обряды. Если тувинцы всё это ещё как-то терпели, то русскоязычное население Тувы стало массово покидать обжитые тувинские земли и уходить не в Советский Союз, а, в основном Китай, пополнив в нём ряды российских политэмигрантов.
В те же предвоенные годы Руководство Тувы открыто взяло курс на её вхождение в Советский Союз. В 1939 году Первый секретарь Тувинской народно-революционной партии, фактически глава Тувы, Салчак-Тока, выступая на одном из митингов публично заявил: «В дальнейшем я хочу добиться присоединения аратского народа Тувы к народам великого Советского Союза. Пока не добьюсь этого, буду считать, что моя мечта не сбылась».
Салчак-Тока (годы жизни 1901-1973. С 1939 до конца жизни был бессменным, вначале Первым секретарём Тувинской народно-революционной партии, а с 1944 года Первым секретарём Коммунистической партии Тувы. Тувинцы его, между собой, порой ещё называли наш «тувинский Сталин»).
Возможно, в начале сороковых годов прошлого века Тува однозначно бы влилась в семью братских народов Советского Союза, но начавшаяся 22 июня 1941 года Великая отечественная война внесла свои коррективы в осуществление желания тогдашнего главы Тувы.
Через три дня после нападения фашисткой Германии на СССР, жена главы Тувы – председатель малого Хурала Тувы (аналог Государственной Думы России) Хертек Анчимаа-Тока заявила, что Народная Республика Тува объявляет войну Германии и всем её союзникам, а затем обратилась к Советскому Союзу со словами поддержки и помощи. Существует легенда, что когда Гитлер и его генералы получив известие о том, что какая-то там Тува объявила Германии войну, посмотрев, где же находится она на карте, узнав, сколько в её армии бойцов, и то, что войну им объявила женщина, пришли в шок от неслыханной дерзости этой небольшой страны и, рассмеялись.
Хертек Анчимаа-Тока (годы жизни 1912-2008).
А напрасно они смеялись. Они же не знали, что немногочисленные воины армии Тувы уж получили хороший боевой опыт участвуя в 1938 году в отражении японской агрессии на СССР у озера Хасан, а через год и в боях на Халхин-Голе.
Кстати, для исторической справедливости, надо сказать, что Тува своим заявлением о поддержке Советского Союза в войне с фашисткой Германией, была первой среди таковых. Так премьер-министр Англии Уинстон Черчилль, выступил с подобным заявлением только на четвертый день после начала нападения фашисткой Германии на Советский Союз.
В годы Великой отечественной войны Тува сделала немало для Победы советского народа над фашисткой Германией. Республика Тува передала в фонд помощи Красной Армии весь свой золотой запас, а потом стала передавать в него и всё добываемое в дальнейшем в её недрах золото. Тувинцы отправили на фронты Великой отечественной войны десятки тысяч кавалерийских коней, валенок, полушубков, рукавиц, тысячи тонн мяса и других продовольственных продуктов. Для нашей Победы тувинцы даже не пожалели для изготовления лыж для бойцов Красной Армии растущие из ближних мест только в Туве березовые леса, в своё время высаженные русскими переселенцами еще в девятнадцатом веке. А после окончания Великой отечественной войны из Тувы, на освобождённые от фашистов советские земли было отправлено больше тридцати тысяч коров, для возрождения уничтоженного там колхозного животноводства.
С первых же дней Великой отечественной войны в Туве была организована запись добровольцев для вступления в Красную Армию. Желающих было до сотни тысяч человек, считай, что почти всё взрослое мужское население республики Тувы. На фронты же Великой отечественной войны было отобрано и направлено вначале только порядка одной тысячи молодых тувинцев, в основном умелых охотников и несколько десятков тувинских девушек, имевших начальное медицинское образование. На Великую отечественную войну ушло и порядка трёх тысяч человек из состава русскоязычного населения Тувы с двойным гражданством Тувы и Советского Союза. Прибывшие на фронты тувинцы были в основном зачислены в кавалерию, часть их них, после соответствующей подготовки, стали снайперами, пулемётчиками, танкистами. А все тувинские девушки, ушедшие на фронт стали медсёстрами. Командиры воинских частей, как могли оберегали их. Так при формировании танковых экипажей командиры следили, чтобы в их составе было не более одного тувинца.
Коренные тувинцы – бойцы Красной Армии.
Всего в годы Великой отечественной войны на разных фронтах храбро сражалось с фашистами почти восемь тысяч тувинцев. Все они были награждены разными боевыми орденами и медалями. Двадцать тувинцев стали полными кавалерами ордена Славы, а двум тувинцам – танкисту Хомушку Чургуй-оол и кавалеристу Тюлюш Кечил-оол были присвоены звания Героев Советского Союза.
Хомушку Чургуй-оол (годы жизни 1918-1978). Тюлюш Кечил-оол (годы жизни 1914-1945. Надо сказать, что звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1990 году посмертно).
Не все тувинцы-добровольцы живыми вернулись с той войны домой. Но всех погибших тувинцев отправляли для захоронения на их родину, в Туву.
В годы Великой отечественной войны в августе 1944 года Верховный Хурал Тувы, своеобразный аналог Верховного Совета СССР, единогласно принял Декларацию о вхождении Республики Тувы в состав Советского Союза на правах автономной области. В октябре того же года, Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу Республики Тувы и включил её в состав РСФСР в статусе Тувинской автономной советской социалистической области.
В последующие годы Тува, находившаяся в составе Советского Союза, развивалась, как и все остальные, входившие в него республики, края и области по грандиозным планам «построения коммунизма в СССР».
В 1961 году административный статус Тувы повысили. Она стала Тувинской автономной советской социалистической республикой (Тувинской АССР).
Перестройка в Советском Союзе в девяностые годы прошлого века всей системы управления страной и пересмотр всего того, что ещё вчера казалось непоколебимым и истинным, затронули все уголки великой и могучей советской державы, в том числе и её малую часть – Туву.
При этом надо сказать, что ещё за два года до распада Советского Союза в октябре 1989 года в Туве был создан Народный фронт Тувы, выступивший за национальное и культурное возрождение тувинцев и самостоятельность республики Тувы. Через год Народный фронт Тувы из-за внутренних противоречий хотя и распался, а затем и прекратил свою деятельность, но всё же успел подготовить для принятия Верховным Хуралом Тувы Декларации о её государственном суверенитете. Такая Декларация в декабре 1990 года Верховным Хуралом Тувы была единогласно принята, а в мае 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР поддержав это решение и учтя исторический путь развития тувинского народа, преобразовал Тувинскую АССР в Тувинскую ССР, сделав её равной среди других союзных советских республик.
А незадолго до августовских событий 1991 года в Туве был создан другой Народный фронт – «Хостуг Тыва» или «Свободная Тыва», объединивший все гражданские, религиозные организации, творческие союзы и общества Тувы, возникавшие в Туве в период перестройки. А основной целью этого фронта стал выход Тувы из Советского Союза.
Неизвестно, как бы дальше развивались события в Туве, если бы не августовский путч 1991 года.
Уже после завершения августовского путча и начавшегося распада Советского Союза, 28 августа 1991 года Верховный Хурал Тувинской ССР, основываясь на историческим истокам создания Тувы, продекларировал независимый статус Тувы в составе Российской Федерации и дал ей новое имя – Республика Тува. В декабре того же года, теперь уже Верховный Хурал Республики Тувы, ввёл в республике должность Президента Республики Тувы. Первым её Президентом с марта 1992 по март 2002 года стал сорокалетний Председатель правительства Республики Тувы Шериг-оол Дизижикович Ооржак.
Первые Президенты Тувы – Шериг-оол Дизижикович Ооржак и России – Борис Ельцин, во время визита последнего в Туву в 1994 году.
В 1993 году в Республике Туве была всенародно принята Конституция Республики Тувы, в которой имя Республики Тувы, стало звучать уже с учётом произношение названия республики на тувинском языке, как Республика Тыва. Конституция России, принятая в том же 1993 году, закрепила такое её название, но процесс административного изменения статуса Республики Тыва на этом не закончился. В 2001 году в Конституцию Республики Тывы были внесена новая поправка, по которой наименования «Республика Тыва» и «Республика Тува» становились равнозначными. Другой поправкой, в Конституции Республики Тывы была упразднена должность Президента Республики Тывы и вместо неё вводилась должность Главы республики Тувы.
Сегодня, Республика Тува развивается и строит свои планы на будущее вместе со всеми народами России. У Республики Тувы, как и других наших российских республик, есть свои достижения, есть и проблемы. О всём этом в одной заметке не расскажешь. Рассказ о жизни современной Республики Тувы, об интересных фактах, легендах и мифах, которые придают ей привлекательность и мистическую загадочность, пойдёт разговор во второй части этой заметки. Ожидайте её.
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 26 августа 2022 года.
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю, вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует!