Сейчас на его лестницах растут деревья.
И об этом здании неизвестно почти ничего. В этой статье рассказывается почему.
Появление Народного Дома в Бухаре
В сентябре 1920 года в Бухаре победила Бухарская революция. Власть перешла к джадидам, младобухарцам, сторонникам модернизации. Под контролем и при участии «старших товарищей» из РСФСР младобухарцы принялись строить новую жизнь. Копируя при этом многие образцы из РСФСР и соседнего Советского Туркестана.
Именно таким образцом стало появление Народного дома, едва ли не обязательного элемента советской власти для крупных городов.
Предыстория Народных домов
Первый Народный дом появился в Российской империи весной 1903 года, в г. Санкт-Петербург. Назывался он «Лиговский народный дом». Появился он «как результат напряженного искания необходимых новых форм народной культурной жизни», как высокопарно формулировали его сотрудники.
Инициатива была быстро подхвачена и распространилась по всей Империи.
В деятельность таких Народных домов в более или менее обязательном порядке входили:
- Библиотека-читальня
- Вечерние образовательные курсы
- Чтения с «Туманными картинами» (аналог более поздних лекций с диапозитивами или нынешних докладов с показом слайдов)
- Музей
- Музыкальные кружки
- Кинематограф
- Игры и экскурсии
- Театр (точнее театральные кружки, нередко по несколько в одном Народном доме)
- Чайная
- Кружки народного творчества
Легко увидеть, что Народные дома – это прообраз более поздних Домов культуры.
Народные дома в Советском Туркестане и Бухаре
Советская власть подхватила дореволюционное общественное начинание. В Советском Туркестане еще дореволюционные Народные дома продолжали работать в Ташкенте и Самарканде, а вот в Коканде такое учреждение было создано в бывшей крепости, Урде (некогда дворце Худояр-хана). Фото некоторых из них можно найти в Галерее «Туркестаники».
Такой же Народный дом было решено учредить и в Советской Бухаре. В Ташкенте и Самарканде Народные дома были построены до революции 17-го года, в Коканде под Народный дом отдали бывшую крепость, Урду.
А вот в Бухаре подходящего здания не нашлось. Зданий европейской архитектуры в городе было немного и все они были заняты важными учреждениями. К тому же для Народного дома обязательно было иметь большой зал – как для театральных представлений, так и для лекций, и для проведения различных собраний.
Здание учрежденного Народного дома в Бухаре воздвигли с нуля, в центре города, на площади Регистан*, к тому времени переименованному в Площадь Независимости. Точнее даже сказать новое здание появилось на развилке старинной центральной улицы Бухары, появившейся еще до появления самого города. Ныне это улица Ходжи Нуробод, в советские время улица Ленина, а более раннее название неизвестно.
Архитектура здания Народного дома в Бухаре
Сроки строительства здания неизвестны, окончено строительство было в 1923 году. Здание построено из кирпича европейского типа (т.н. «николаевского» или «солдати»), но возможно, что для фундамента в качестве бута использовались кирпичи от разбираемых неподалеку зданий, напр., мавзолея Шодим-бия.
Поскольку сама идея Народного дома была заимствованной – заимствованной получилась и архитектура здания. В ней нет ничего от среднеазиатской архитектуры. Оно выполнено в т.н. «мавританском стиле», таком европейском подражании мусульманской архитектуре Средиземноморья.
В этом нет ничего удивительного: новой, советской архитектуры еще не появилось, также как и советских архитекторов. Здания проектировали архитекторы старой школы, старорежимные специалисты, как тогда было принято выражаться. Для среднеазиатских владений Российской империи такой мавританский, как бы восточный стиль в архитектуре был обычным делом – см. напр., здания Дворца эмира в Новой Бухаре (ныне г. Каган), вокзалы Среднеазиатской железной дороги и т.п.
Купол, крытый металлическими листами «под черепицу», балюстрады на крыше, арочные окна, обилие мелких украшений. Таким и спроектировал здание Народного дома неизвестный архитектор. Почему неизвестный? Об этом будет сказано чуть ниже.
Звездный час здания – провозглашение создания Узбекистана, точнее Узбекской СССР
Формально Бухарская Народная Советская Республика была независимым государством. Но многие ее руководители являлись членами Российской партии коммунистов-большевиков, часть постов в правительстве занимали граждане РСФСР – независимость республики была довольно условной.
И когда в Москве решили упростить управление Средней Азией учредив национальные советские республики – в Бухаре это решение не встретило особого сопротивления. В сентябре 1924 года V курултай народных представителей БНСР послушно принял постановление о необходимости национального размежевания и вхождения будущих Узбекистана и Туркменистана в состав СССР. В феврале 1925 года состоялся I съезд коммунистической партии Узбекистана и I съезд Советов Узбекской ССР. И хотя это были съезды представителей местного населения, руководил ими М. И. Калинин, на тот момент Председатель ВЦИК СССР.
17 февраля Съезд советов (Тогда он назывался Курултай Советов) принял «Декларацию о создании Узбекской Советской Социалистической Республики». На I Курултае Советов Узбекской ССР была утверждена Конституция УзССР и избрано первое правительство республики во главе с Юлдашем Ахунбабаевым.
И первый съезд коммунистов Узбекистана, и первый съезд советских депутатов УзССР происходили в Бухаре. В здании Народного дома, о котором рассказывается в этой статье на Туркестанике.
Получается, советский Узбекистан родился именно в этом здании, 17 февраля 1925 года. И современная Республика Узбекистан, как правопреемник УзССР в некотором роде тоже.
Дальнейшая судьба здания
На каком-то этапе Народный дом получил имя Файзуллы Ходжаева, выдающегося государственного деятеля Бухарской Народной Советской Республики, а затем и Советского Узбекистана.
Возможно, читатель уже обратил внимание на обилие слов «неизвестно» в статье. Ничего удивительного: источники о здании и расположенном в них организациях молчат. Упоминают лишь как о здании Областного музыкально-драматического театра, Театра драмы и комедии им. С. Айни и т.п. вариантах. Хотя очевидно, что в здании располагались и другие общественные или культурные организации БНСР, а затем и Советского Узбекистана.
По крайней мере на первых порах театр, точнее театральный зал и другие помещения располагался на первом этаже. Второй этаж заняли партийные, профессиональные и комсомольские организации. Во флигелях разместились библиотека, читальня, клуб, Женотдел и даже редакция местной печати. Возле Народного дома, как центра общественной жизни, проводились манифестации и митинги.
В остальном о здании – и учреждении в целом – неизвестно ничего. Неизвестен ни архитектор здания, ни точная дата открытия.
Возможно, это напрямую связано с историей Узбекистана. В которой хватало тяжелых и даже мрачных страниц. Многие из коммунистов и участников тех исторических съездов были репрессированы и долгое время о них было не принято упоминать. К тому же столицей Узбекистана в конечно счете стал Ташкент, и он естественным образом затеняет Бухару, ставшую провинцией. В независимом Узбекистане к джадидам и младобухарцам относятся с пиететом, но предпочитают держать в тени. Например, дом-музей Файзуллы Ходжаева переименовали в «Дом богатого купца». А ведь он был значимой фигурой и в Бухарской республики и Советском Узбекистане, да и в национально-территориального размежевания принимал активное участие.
Так или иначе здание известно только как помещение в котором работал в советское время в театр, со временем получивший имя Садриддина Айни.
В 2010 году театр им. Садриддина Айни переехал в новое здание в комплексе «Древняя и бессмертная Бухара».
Старое здание, оставшись пустым, стало стремительно ветшать. Хотя оно находится под охраной государства, его состояние печально. Снаружи проводится косметический ремонт, но на капитальную реконструкцию не находится пока средств. А ведь зданию уже скоро сто лет, оно требует именно капитального ремонта.
И на лестницах его, как сообщалось в начале статьи, растут деревья.
-------
*Здание несколько нелогично расположено относительно цитадели Арк, в которой тогда располагался Исполком БНСР. Получилось как бы в сторонке, наискосок от центра власти Бухарской республики. Причины появления Народного дома именно в этом месте требуют отдельного и тяжелого разговора.