Найти в Дзене
Cinema Asylum

Тим Бёртон: сверхчувствительный безумец

Оглавление

(Фото: портал «Мир Фантастики» mirf.ru)
(Фото: портал «Мир Фантастики» mirf.ru)

Летающая голова чеширского кота и безголовый всадник, полосатый костюм призрака и черно-белый зонтик Пингвина, зубы шоколатье и уши слоненка. Все это объединяет режиссер-выдумщик, который сегодня, 25 августа, празднует свой день рождения. Поздравляем Тима Бёртона и вспоминаем любимые фильмы мастера. В нашей подборке бессмертные хиты и менее заметные работы: ведь любое кино этого сумасброда находит путь к сердцу зрителя.

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» / Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street (2007)

трейлер фильма

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-Стрит» (фото: сайт kino-teatr.ru)
Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-Стрит» (фото: сайт kino-teatr.ru)

рекомендует Анна Константинова

О чем?

Мрачная сказка о потерявших надежду, несколько грустных историй любви и призрачный мейк-ап — да это классический Тим Бёртон! Кровавая экранизация бродвейского мюзикла рассказывает о беглом каторжнике-брадобрее, вставшем на путь мести. Когда-то счастливый парикмахер был невинно осужден, и теперь он жаждет отплатить судье той же монетой. Ведь пока первый отбывал свой срок, своенравный законник завладел его женой (из-за чего она напилась таблеток) и, фактически, украл дочь. Чтобы скрасить ожидание мести, Суини Тодд «очищает» город от ненужных людей. Замести следы ему помогает безумная вдова: она печет на продажу пирожки из человеческого мяса и мечтает о семейном счастье с убийцей.

Параллельно этому сумасшествию рождается чистая любовь между юным моряком, спасшим Тодда в море, и прекрасной Джоанной, той самой дочкой парикмахера.

Зачем смотреть?

Мюзикл смешивает демоническое и божественное, выраженную жестокость и гротескный юмор. За шуткой кроется разбитое сердце, а за жестокими убийствами — одиночество. Все как в жизни, ну... почти.

Кроме того, спеть вместе с Джонни Деппом и любимыми британцами (забавный факт: он единственный американец в касте) нечасто выпадает случай.

И пусть мюзикл назван в честь главного героя/злодея, сердцем всего действа стала хозяйка пирожковой миссис Ловетт, чья безответная любовь сделала все преступления возможными. Игра Хелены Бонем Картер завораживает, а судьба и внутренний надрыв героини трогают до глубины души.

И да, такую откровенно «томатную» кровь вы вряд ли еще увидите: это одновременно жутко и нелепо. Похоже, на этом странном балансе и строится ужасающее очарование всего фильма.

«Крупная рыба» / Big Fish (2003)

трейлер фильма

Кадр из фильма «Крупная рыба» (Фото: Кинопоиск)
Кадр из фильма «Крупная рыба» (Фото: Кинопоиск)

рекомендует Амалия Бабаян

О чем?

Эдвард Блум — большой человек с невероятной судьбой. Он спас родной дом от великана, укротил оборотня, забрел в затерянный город, где все ходят босиком, ограбил банк, увидел смерть в глазу ведьмы, поработал в цирке, правда, не за деньги, а за информацию о девушке своей мечты, а потом завоевал ее сердце, высадив целое поле нарциссов под окнами ее общежития. Но ключевой историей была та, в которой Эд ловил крупную рыбу на обручальное кольцо, пока рождался его сын. Его жизнь подходит к концу, и Блум-младший в преддверии рождения собственного ребенка решает наконец выяснить у отца, что из рассказанного им правда, а что ложь.

Зачем смотреть?

«Крупную рыбу» Тим Бёртон снимал спустя два года после смерти отца и незадолго до того, как сам впервые должен был им стать. История главного героя стала для режиссера попыткой осмыслить собственное отцовство. Какой детям нужен отец — мечтатель или реалист? Как добиться и доверия? Возможно ли стать для них бессмертным?

Жизнь Эдварда Блума была явно приукрашена, но несомненно правдива. Своим примером он доказал, что фантазии не так уж и искажают реальность. Скорее, насыщают ее и делают запоминающейся. В фильмографии Бёртона уже был один Эдвард. И второй появляется не просто так. Это все тот же парень. Просто он повзрослел и научился жить без границ.

«Марс атакует» / Mars Attacks! (1996)

трейлер фильма

Кадр из фильма «Марс атакует» (Фото: MUBI)
Кадр из фильма «Марс атакует» (Фото: MUBI)

рекомендует Даша Бурнашева

О чем?

Планету окружили космические тарелки и вот-вот должен произойти первый контакт с внеземной цивилизацией. Земляне ликуют и готовятся к встрече, вот только получают совсем не то, на что рассчитывали. Карикатурные инопланетяне оказываются злобными и агрессивными существами, главная цель которых — разрушать. Они обманывают и убивают людей, фотографируются на фоне взрывающихся зданий и проводят над землянами жестокие эксперименты.

Зачем смотреть?

Просто это очень весело. Фильм настолько нелепый и абсурдный, что иногда забываешь, что это Тим Бёртон. Ну и потом, обязательно надо увидеть кино, где голова Сары Джессики Паркер прикреплена к вечно дрожащему тельцу чихуахуа, а планету спасает пение йодля.

«Кошмар перед Рождеством» / The Nightmare Before Christmas (1993)

трейлер фильма

Джек Скеллингтон на кладбище (Фото: Кинопоиск)
Джек Скеллингтон на кладбище (Фото: Кинопоиск)

рекомендует Настя Гончарова

О чем?

Джек Скеллингтон — король ужасов из Хеллоуинтауна. В запугивании ему нет равных. Весь город буквально молится на него, ведь Джек — гарант того, что праздник пройдет отлично. Так происходит год за годом, но вдруг это перестает приносить Джеку должное удовлетворение.

В расстроенных чувствах он отправляется на прогулку и попадает на волшебную поляну с порталами в праздники: День Святого Валентина, День Святого Патрика, Пасха, День Благодарения, Рождество. Открывая дверь в Рождество, Джек попадает в Крисмастаун, очаровывается эйфорией праздника и решает примерить на себя роль Санты.

Зачем смотреть?

В «Кошмаре перед Рождеством» у Бёртона получился герой абсолютно вне времени. С одной стороны, Джек напоминает персонажей классической литературы, он пылкий, своенравный, со всей страстью подходящий к делу. Только немного узнав Рождество, фактически не имея полного представления о празднике, Джек бросает все силы на подготовку к нему. Как говорил сам Бёртон, этот аспект личности Джека Скеллингтона близок и важен ему, потому как отождествляется с самим режиссером.

В то же время Джек — очень современный герой. То, что он переживает — напряженная работа, ощущение, что все лежит на его плечах и с этими задачами не может справиться никто, кроме него — классический синдром супермена, приводящий к эмоциональному выгоранию. Несмотря на то, что термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Гербертом Фрейденбергером еще в 1974 году, в последнее время к нему возвращаются все чаще. В 2017 году опрос руководителей американский кадровых служб признал выгорание нынешней массовой эпидемией.

Бонус:

В основу фильма легло стихотворение про Рождество, написанное самим Бёртоном. Вдохновением послужили поэма “Ночь перед Рождеством” Клемента Кларка Мора, произведения Доктора Сьюза, а также увиденные Бёртоном в детстве фильмы “Как Гринч украл Рождество!” (1966) и “Рудольф - красноносый олень” (1964).

После создания анимационного короткометражного фильма “Винсент” (1982) Тим Бёртон так увлекся кукольной анимацией, что решил двигаться дальше в этом направлении. Несмотря на явные ограничения трехмерной анимации, именно она создавала больший эффект присутствия. Концепция “глаза — зеркало души” тоже претерпела изменения: Джек Скеллингтон лишен глаз (как и многие персонажи фильма), вместо них большие черные дыры. Стандартный подход к анимации, согласно которому глаза важны для выразительности, здесь не работал. Бёртону пришлось пытаться вдохнуть в персонажей жизнь иным способом. В этом ему помогло изучение работ Рея Харрихаузена, мастера визуальных эффектов покадровой анимации, и Владислава Старевича, русского и французского кинорежиссёра, основоположника русской анимации. Посмотрите “Бал чертей” (еще известен как “Щенок-талисман”) (1933) и вы удивитесь, как много общего у этой картины с кукольными работами Бёртона.

«Эдвард руки-ножницы» / Edward Scissorhands (1990)

трейлер фильма

Кадр из фильма “Эдвард руки-ножницы” (Фото: smartfacts.ru)
Кадр из фильма “Эдвард руки-ножницы” (Фото: smartfacts.ru)

рекомендует Настя Гончарова

О чем?

Старый одинокий ученый, практически Виктор Франкенштейн, создает человеческое существо по имени Эдвард. Но возраст берет свое, ученый умирает, так и не закончив свое произведение искусства. У Эдварда есть все: туловище, голова, мозг, сердце, но нет кистей рук. Заменой становятся скрепленные между собой ножницы, имитирующие пальцы.

Однажды в особняк на холме, где после смерти своего «отца» Эдвард живет в одиночестве, наведывается Пег Бозз, представительница бренда и распространитель косметики Avon. Она решает забрать Эдварда к себе домой, принять в семью.

Чужак, такой странный и загадочный, будоражит весь провинциальный городок, становясь источником сплетен, раздражения, и даже похоти.

Зачем смотреть?

«Эдвард руки-ножницы» поднимает любимую Бёртоном тему инаковости и дуализма. Персонаж Эдварда воплощает в себе сложности, с которыми сталкивается подросток. То, что Эдвард живет в готическом особняке на вершине холма, усиливает его отстраненность. Ты можешь жить среди людей, но при этом чувствовать себя абсолютно одиноким. Не просто так вместо рук у Эдварда ножницы — любая попытка прикоснуться к чему-то несет за собой разрушение. Но как и в любом подростке, внутри Эдварда сидит жажда признания. Он делает все, чтобы получить лояльность и даже любовь жителей маленького городка: стрижет кусты, собачек, делает прически.

Несмотря на огромное желание стать «своим», Эдвард не вписывается в окружающую действительность. Восприятие его окружающими и внутреннее ощущение противоречат друг другу. Конфликт неизбежен. Категоризация в обществе слишком строга — ты либо подходишь под конвенциональные нормы, либо нет. Бёртон показывает разрушительную силу такого подхода, а фильм становится своеобразным манифестом против навешивания ярлыков. То, что некоторые считают нормой, зачастую оказывается её полной противоположностью.

Интересные факты:

Факт №1

Джонни Депп, благодаря своей популярности в молодежном сериале «Джамп-стрит, 21» (1987-1991), всегда рассматривался Тимом Бёртоном на главную роль в фильме. Но первоначально Бёртон встречался и предлагал роль Тому Крузу.

Факт №2

Одинокого ученого сыграл американский актер Винсент Прайс. Именно роли в фильмах ужасов принесли актеру наибольшую популярность, его даже ставили в один ряд с такими мастерами жанра, как Бела Лугоши и Борис Карлофф. После работы над «Винсентом» Бёртон подружился с Прайсом, а роль ученого в фильме «Эдвард руки-ножницы» стала данью уважения таланту актера. «Можно сказать, что Винсент через свои фильмы стал моим наставником», — сказал однажды Тим Бёртон.