Найти тему
ПроАвтобизнес

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

События, происходящие сегодня на автомобильном рынке РФ, в конце концов приведут к новой реальности на рынке послепродажного обслуживания автомобилей. Сегодня появляется много различных версий, какими будут результаты этих перемен. Но несомненно одно: рынок автосервиса стоит накануне важных изменений.

Шок 2020 года, который нарекли «новой нормальностью», уже ушел в историю. Фактически в течение прошлого года, его последствия на рынке обслуживания и ремонта автомобилей были нивелированы.

В ту «пандемийную» весну произошло падение курса рубля, вызванное снижением цен на нефть и  ухудшением общемировой экономической ситуации. За весну 2020 года автомобильные пробеги упали  в среднем на 22%, но уже летом они выросли и осенью достигли значений предыдущего 2019 года.

Также достаточно быстро начал восстанавливаться рынок новых и подержанных автомобилей. Достаточно быстро восстановился и рынок обслуживания и ремонта автомобилей. Наметившиеся ряд негативных для рынка автосервиса тенденций тогда, после решения властей не вводить запретов на передвижение и не возвращаться к режиму самоизоляции, были фактически довольно быстро обнулены, и рынок автосервиса вернулся в привычное состояние. Все эти перемены 2020 года были названы с чьей-то легкой руки «новой нормальностью».

Но сегодня внешние и внутренние факторы развития рынка послепродажного обслуживания автомобилей могут кардинально изменить практически все, в том числе количество автосервисов и состав его участников. По всей видимости, стартовал процесс созидания «новой нормальности 2.0».

Снижающийся парк и пробеги

Изменение ситуации на автомобильном рынке как в дилерском сегменте, так и на рынке подержанных машин непосредственно начинает оказывать влияние на автопарк страны. Продажи новых автомобилей в текущем году, согласно ряду прогнозов, не превысят 600-700 тысяч новых автомобилей. Это  фактически запускает негативный сценарий. И прежде всего он коснется автомобильного парка страны в целом.

Снижение продаж новых автомобилей приведет к сокращению движущегося парка. С 2010 года он  вырос с 29,1 млн до 35,5 млн в текущем году. Но уже в 2022 году парк уменьшится на 800 тыс.  автомобилей.

Дальше – больше. Прогнозируется, что в течение последующих 3-5 лет парк будет снижаться примерно на 500-600 тыс. автомобилей. В конце концов, при самом негативном развитии событий движущийся парк РФ может сократиться до уровня 25 млн автомобилей. Эти данные привел Александр Груздев из компании Gruzdev-Analyze.

Снижение численности автомобилей российского парка запускает другой процесс – увеличение  возраста автомобилей. Парк будет «стареть» ускоренными темпами. Средний возраст  эксплуатируемого парка за период 3-4 года достигнет 15 лет и будет продолжать расти. Для рынка автосервиса старение автопарка означает, что в структуре выполняемых услуг будет увеличиваться доля ремонтов, в том числе сложных.

Еще один показатель, важный для автосервисного рынка, пробеги автомобилей. Как не покажется странным, но в прошлый кризис, связанный с пандемией, особенно в посткарантинный период показатель среднего пробега вырос. Напомним, что тогда было отмечено снижение интенсивности использования общественного транспорта и такси, а вот использование личного легкового транспорта, в том числе и для дальних путешествий, существенно возросло.

К началу июля 2022 года пробег автомобилей оказался немного выше (+3%), чем в доковидном 2019 году. Но в то же самое время это несколько ниже (-11%), чем в 2021 и второй половине 2020 года. По итогам текущего года прогнозируется снижение показателя пробега на 15%. А если учесть и снижение движущегося парка, то кумулятивный эффект двух негативных трендов может дать снижение до 17% суммарного показателя пробега.

Это напрямую влияет на рынок послепродажного обслуживания автомобилей. Если бы этот показатель рос, как в предыдущие два года, то это в некоторой степени компенсировало бы снижение численности движущегося парка. При самом негативном развитии рынка прогнозируется снижение количества машинозаездов на 2,5 млн. в год.

Станций будет меньше

Наибольшие изменения в составе участников автосервисного рынка, скорее всего, произойдут в следующем 2023 году. При условии, что описанный выше негативный сценарий развития событий на авторынке не сменит противоположный тренд. В прошлые кризисные периоды наблюдался сильный спад, но затем резкий подъем. Но текущий кризис будет сильно отличаться от прошлых своей продолжительностью. Поэтому специалисты прогнозируют уменьшение игроков рынка как объективную неизбежность. Однако в 2022 году это коснется не всех.

Рис.2 Количество автосервисных станций в Российской Федерации
Рис.2 Количество автосервисных станций в Российской Федерации

Наибольший запас прочности характерен для сетей. Поэтому устойчивость этого сегмента будет выражаться в неизменном количестве пунктов обслуживания автомобилей, по мнению специалистов Gruzdev-Analyze (4500). А вот сервисы дилеров, независимых станций и точки гаражного сервиса ждет сокращение.

Сегодня дилеры начинают задумываться об обслуживании сторонних авто на своих СТО, т.к. при текущих продажах будущими гарантийными ремонтами они себя не смогут «прокормить». При текущих трендах, выражающихся в снижении российского парка и пробега автомобилей,  уменьшится число машинозаездов на СТО. Если в следующем 2023 году не произойдет некоего перелома, то в 2024 году уменьшение числа предприятий произойдет во всех сегментах рынка автосервиса, в том числе сетевого.

Экономика, политика и поведение

Изменение поведения автомобилистов происходит в периоды спадов и подъемов рынка. Более бережливое отношение к эксплуатации автомобиля, как правило, наблюдается при стабилизации либо падении доходов автолюбителя.

Поскольку рынок хронологически находится в самом начале длительного негативного тренда, поэтому индикаторами поведенческих моментов выступают результаты мониторинга. Интересно в связи с этим отметить, что для подавляющего большинства автомобилистов страны экономия и смена парадигмы поведения еще не актуальна и не встала в повестку дня.

Рис.3 Изменение поведения автомобилистов. Будете ли вы экономить?
Рис.3 Изменение поведения автомобилистов. Будете ли вы экономить?

Так, не планируют экономить 44% опрошенных автомобилистов. Это высокий показатель. Но чуть более половины опрошенных пока только задумываются об экономии, о бережливой эксплуатации машины. Так, 22% намерены экономить на запчастях. Еще 18% будут ремонтировать автомобиль самостоятельно. Будут искать более дешевый сервис 14% опрошенных. Пока экономить на поездках или использовать альтернативные способы мобильности намерены всего 2%.

Что же касается такой острой проблемы как наличие запчастей для автомобиля, то большинство автолюбителей страны пока с ней не столкнулись, а отсюда такие взгляды и выводы на эту проблему.

Только 7% опрошенных уже столкнулись с трудностями покупки нужных запчастей. 34% опрошенных считают, что проблема если и возникнет, то лишь на ряд марок, все запчасти могут ввезти «в серую». Еще 29% считают, что дефицита не будет, но запчасти станут дороже. Четверть опрошенных уверены в том, что замена запчастей одних марок на другие станет решением проблемы.

Несколько другие результаты показали опрос в профессиональном сообществе. Если в самом начале года, еще до известных событий, заявили об отсутствии проблем с запчастями 76% профессиональной аудитории, то к июлю не сталкивались с проблемой наличия запчастей лишь 7%. Дефицит запчастей резко усилился во втором квартале 2022 года. Трудности возникли с кузовными деталями, с оригиналами, уже наблюдается отсутствие многих запчастей по ряду марок. По всей видимости, массовые поставки начнутся в третьем квартале. Будут другие поставщики, построены новые транспортно-логистические цепочки доставки. По всей видимости второй квартал на рынке запчастей окажется тем самым дном.

Пока респонденты не говорят о таких способах как использование б/у запчастей, восстановленных запчастей (ребилдеры). Эти бизнесы и инструменты в Российской Федерации еще не получили должного развития. В ближайшее время ввоз таких деталей из-за границы увеличится, поскольку для них применяется такая формула как «оригинал по цене неоригинала». Есть и криминальный аспект данной проблем – это угон автомобилей и их разбор.

Конкуренция как двигатель автосервиса

Сегодня, учитывая сложности в дилерском сегменте, многие компании принимают решение о создании на базе своих сервисных подразделений мультибрендовых НСТО. По оценкам, более половины ДЦ находятся в стадии принятия решения о создании такого мультисервиса, в том числе с отдельной командой специалистов. В связи с этим перед руководством такого центра встает ряд организационных вопросов. Такие мультисервисы, по всей видимости, по уровню предоставляемых услуг будут конкурировать с сетевыми структурами.

источник

Уважаемые читатели!

Как вы считаете, указанные в материале тренды по автосервисному рынку и поведению автомобилистов имеют уже сегодня место быть?

Пишите в комментариях

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Авто
268,3 тыс интересуются