Иудаизм появился на Ближнем Востоке, вероятно, еще в 11 веке до нашей эры. Иудаизм отличался от других древних религий тем, что был монотеистической религией, т.е. предполагал веру в единого Бога. Исторический контекст, в котором возник иудаизм, повлиял на появление религии.
Евреи были монотеистами - это значит, что они верили и поклонялись только одному богу. В глазах историка это очень своеобразное явление, так как монотеизм был очень редок в античном мире. Большинство древних обществ были политеистическими — они верили во многих богов и поклонялись им.
С 11 века до н.э. евреи жили в составе Соединенного Королевства Израиля, которое около 930 г. до н.э. распалось на отдельные Израильское и Иудейское царства.
В конце 8 века до н.э. Ассирийская империя завоевала Израильское царство, а в начале 6 века до н.э. Вавилонская империя завоевала Иудейское царство. В обоих случаях империи вынудили многих, но не всех, евреев переселить в другие провинции своей страны. Период после вавилонского завоевания, часто называемый вавилонским пленением, сыграл важную роль в формировании еврейской мысли.
Когда Вавилонская империя была завоевана персами, персидский царь Кир Великий разрешил евреям в 559 г. до н.э. вернуться на родину. Чтобы отпраздновать свое возвращение, евреи восстановили храм Соломона, разрушенный ранее вавилонянами. Поэтому историки называют период между 559 г. до н.э. и 70 г. н.э. периодом Второго Храма. Большая часть писаний Торы — а, следовательно, история и запись религиозной мысли евреев — были написаны в то время.
В это время кристаллизовался еврейский монотеизм. По верованиям иудеев, их Бог заключил с ними особый завет. Этот пакт был основой веры евреев только в одного бога.
Некоторые историки считают, что на еврейский монотеизм повлиял зороастризм — религия, с которой евреи, вероятно, столкнулись во время вавилонского плена в рамках своих более широких контактов с народами Ближнего Востока. Зороастризм не был полностью монотеистическим, но учил, что есть одно Высшее Существо. Зороастризм был популярен в Персии во время правления Кира Великого, и вполне вероятно, что разрешение им вернуться на родину, а также помощь в восстановлении Храма заставили евреев отдать предпочтение зороастризму.
Некоторые историки также считают, что эллинизм, то есть греческая культура и мысль, принесенные с собой завоеванием Александром Македонским в 30-х годах 4 века до нашей эры, также оказал влияние на иудаизм в период Второго Храма. Эллинизм также вызвал раскол в еврейском обществе, поскольку некоторые евреи отказывались принимать греческую культуру и мысли.
Рим и иудаизм
Некоторые еврейские общества жили под римским правлением по крайней мере со 2 века до нашей эры, и евреям обычно разрешалось исповедовать свои собственные религиозные традиции. Вмешательство Рима в Иудею — историческую родину евреев — не имело места до 64 г. до н.
Получив контроль, римляне сохранили свою текущую политику, позволяющую местному населению практиковать свои собственные традиции. Несмотря на это, в Иудее имели место движения за независимость, вспыхивали конфликты между различными политическими партиями, что затрудняло осуществление власти как римлянам, так и назначенным ими местным иудейским вождям.
В 66-70 годах нашей эры и 132-135 годах нашей эры произошли масштабные еврейские восстания против римского владычества. После подавления восстания Бар-Кохбы в 135 году римляне изменили название провинции Иудея на Сирия-Палестина, прежний город Иерусалим стал называться Элия Капитолина, тем самым убрав связь между евреями и их землей. Большое количество евреев было депортировано в другие части империи, многие попали в плен.
Из-за этих конфликтов в обществе возникли вопросы, что на самом деле означает быть евреем и как евреи должны относиться к римской власти. Эти конфликты также привели к установлению более четкой границы между иудаизмом и зарождающимся христианством.