Перевод из журнала Metal Hammer DE 1989, № 20, стр. 94-95
Это всё похоже на сцену из невероятно плохого фильма "Красный рассвет", но в данный момент мы на самом деле едем по пустоши Нью-Джерси и пытаемся выследить русских. Мы - "шофер" Крис Робертс из Нью-йоркского офиса PolyGram и представитель Metal Hammer. Мы оставили позади Эсбери-парк, откуда Брюс Спрингстин когда-то посылал привет много лет назад, а также дом Джона Бон Джови. Теперь, уже ближе к Филадельфии, чем к Нью-Йорку, откуда мы стартовали двумя часами ранее, мы ищем штаб-квартиру всемирно известной фирмы Kramer Guitars. "Парк Горького", рокеры из Москвы, проводят там много времени с тех пор, как босс Kramer Деннис Берарди работал в группе менеджером. Крис Робертс наконец-то находит здание, где нас уже ждут Николай Носков (вокал), Алекс Белов (соло-гитара), Ян Яненков (ритм-гитара), Александр Миньков (бас) и Саша Львов (ударные).
Русская рок-группа из Нью-Джерси - Гласность сделала это возможным. Поскольку Горбачев довольно свободно держит бразды правления в своих руках, многие утопии стали реальностью в стране Деда Мороза. С переосмыслением в Кремле российская рок-сцена вышла из темноты. Она вышла из подполья и, скрепленная печатью законности, пользуется свободой передвижения, о которой ей не разрешалось даже мечтать несколько лет назад. Без сомнения, без Горби пятеро советских поклонников рок-н-ролла не сидели бы со мной перед мерцающим ящиком в глуши Нью Джерси и не смотрели бы черновую версию своего первого клипа, снятого несколькими днями ранее в Лос-Анджелесе. "Bang" - это песня и начало успешного дебютного альбома Gorky Park.
"Горби действительно был сигналом для всей сцены", - подтверждает Алекс Белов, который, как оказалось, является рупором "Парка Горького". Его либеральный курс дал группам разных мастей шанс выйти в публичную сферу, после того как русский рок ранее существовал в основном только в андеграунде. Рок внезапно стал официальным."
Официально разрешенная рок-музыка существовала в Советском Союзе и раньше. Однако в то время музыкантам приходилось работать в просто невыносимых условиях. Взмах руки чиновника решал судьбу группы. Каждому из ребят из "Парка Горького" пришлось на горьком опыте убедиться в том, что государственный произвол иногда может привести карьеру рок-музыканта к безвременному завершению.
"Мы с Николаем, - вспоминает Алекс, - знаем друг друга уже более десяти лет и играли в группе под названием "Москва" задолго до создания "Парка Горького", которая была очень популярна в России. За год мы продали добрых семь миллионов пластинок. Это, в свою очередь, сильно обеспокоило некоторые официальные органы. Они думали, что мы опасны…
Каждый из нас ранее играл в популярной группе. Единственная проблема заключалась в том, что мы все играли рок-н-ролл. Это была не та музыка, которая нравилась мелким чиновникам. Они с большим энтузиазмом относились к более приятным звукам и обычной одежде. Нас не любили за многое: за нашу внешность, за волосы, за громкие гитары. Им не нравилось наше поведение и наши взгляды. И то, что зрители не вели себя тихо на наших концертах.
Это имело последствия. В то время мы все еще были одной из самых успешных групп в Советском Союзе, а минуту спустя мы были никем. Компания, которая управляла нами, заявила: "Раньше вы были теми, кем были, а теперь вы просто история". Без объяснения причин. Мы ничего не могли с этим поделать. Мы просто подождали некоторое время, но ничего не происходило. Каким-то образом мы должны были выжить. Вот почему мы ушли в подполье, играли в клубах и в чертовски опасных местах, где процветала преступность любого рода. Нам пришлось оставаться на плаву в течение трех лет".
В то время в Советском Союзе все равно нельзя было разбогатеть как музыкант, даже если бы ты продал семь миллионов пластинок. Николай помнит, как его наградили смехотворной суммой в 98 рублей.
"Я даже не пошел и не забрал деньги, - смеется Алекс. - Все это было слишком неловко для меня. Но тогда мы были еще молоды и на самом деле не заботились о деньгах. Чего мы хотели, так это признания. Вот почему нас сильно ударило, когда нам не оказали того уважения, которого, как мы думали, мы заслуживали. Это был болезненный опыт - продать миллионы пластинок и играть в самых больших залах страны, и вдруг быть брошенным человеком, который показывает большим пальцем вниз".
Два года назад был сделан стартовый выстрел для "Парка Горького". Инициатором проекта был некий Стас Намин, в прошлом сам знаменитый музыкант, продавший несколько миллионов пластинок, а теперь активно продвигающий новые таланты, которыми он управляет через свой Музыкальный Центр в Москве. Позже Стас также свёл "Парк Горького" с Деннисом Берарди.
"Стас уже путешествовал по Соединенным Штатам и установил контакты, прежде чем обратиться к нам. Мы говорили о возможностях создания группы, конкурентоспособной на международном уровне и способной дать фору любой западной группе. Стас предложил стать нашим промоутером на российской стороне. Решение было принято только через несколько недель. Прежде всего, нужно было обсудить, в каком направлении мы будем двигаться, как в музыкальном плане, так и в отношении нашего имиджа в целом. В конце концов, когда в нашей стране все изменилось, появилось много новых групп, и для более чем половины этих групп приоритетом была политическая точка зрения, а не музыка. Для них были важны только тексты. Они пели о проблемах, например, о плохой жизни, и аккомпанировали друг другу на акустических гитарах. Многие добились в этом большого успеха. Но музыкальная сторона была полностью проигнорирована.
Все остальные группы копировали все, что приходило с Запада. Некоторые звучали как Мадонна, другие - как Metallica. Но что-то действительно оригинальное разглядеть было сложно. Мы пришли к убеждению, что сможем сделать это только в том случае, если создадим свой собственный стиль. В конце концов, наша концепция состояла в том, чтобы соединить современный западный рок-н-ролл с тем, что может предложить наша собственная страна. У нас нет рок-н-ролльных традиций. Но классическая музыка и фольклор имеют многовековые корни в России и также являются частью нас, потому что мы выросли с этими корнями".
Это правда. Пятеро музыкантов получили классическое образование, когда были еще мальчиками, играя на таких инструментах, как фортепиано, скрипка и аккордеон. Так что не случайно, что Прокофьев внезапно и неожиданно звучит в собственном ремейке классической песни Who "My Generation" "Парка Горького" (вошел на дебютный альбом, а также на сборник благотворительного фонда "Make A Difference Foundation"). Тем не менее, трек "Danger Zone" звучит более по-русски, в котором умело обработаны фольклорные влияния. "Парк Горького" не отрицает своего происхождения, поскольку в остальном они ориентированы на радио-совместимый американский рок. Это, в свою очередь, отличает их от других известных групп СССР, таких как "Круиз" или "Шах", которые являются доказательством того, что российская хэви-метал-сцена преимущественно производит трэш, что и требуется. Такие проекты, как "Парк Горького" - скорее исключение.
"Как только какая-нибудь модная волна докатывается до Москвы, все просто начинают это повторять. Все эти группы - "Круиз", "Шах" и другие, пришли к нам и сказали: эй, ребята, вы тоже должны играть трэш, это сейчас очень модно и дает нам всем хорошие шансы стать знаменитыми. Мы с благодарностью отказались. Нетрудно играть быстро. Но за всеми этими скоростными риффами музыка не должна быть потеряна. Есть несколько групп, таких как Metallica, Anthrax или Slayer, которые являются лидерами в жанре и хорошо делают свое дело. Но все остальные - не более чем третьесортные копии без искры и индивидуальности.
Как я уже сказал, спидуха - это причуда для нас, и мы не хотим иметь ничего общего с недолговечными тенденциями. Коробка скоростей, несмотря ни на что, совершенно не совпадает с нашими личными вкусами. Мы делаем ставку на хороший, международный рок-н-ролл, это наши корни. И мы стараемся играть его с максимально возможной индивидуальностью, просто включив в него нашу культуру. Не только в музыкальном плане. В основном мы поем на английском, потому что это язык рок-музыки в целом. Однако время от времени, например, в "Bang" мы добавляем в текст русскую лексику, потому что, несмотря на наши международные претензии, мы гордимся тем, что мы русские, и заявляем об этом".
Отдел работы с артистами PolyGram счел демо-записи группы достаточно интересными, чтобы проделать долгий путь до Москвы и оценить "Парк Горького" на месте. Квинтет с честью выдержал испытание и контракт был подписан. Позже они прилетели в Ванкувер, Канада, где звукорежиссер Брюс Фэрберн руководил записью первых четырех треков для альбома. Остальные песни группа записала в Филадельфии.
Одноименный дебютный альбом "Парк Горького" содержит девять довольно превосходных и оригинальных композиций, уже упомянутую кавер-версию песни Who "My Generation" и еще одну песню с чрезвычайно интересной историей: "Peace In Our Time". Она была написана Джоном Бон Джови и Ричи Самборой. Само собой разумеется, что самые знаменитые сыновья Джерси после босса Спрингстина не могли устоять перед тем, чтобы поучаствовать в записи их собственного произведения.
"В августе прошлого года, когда мы впервые были в Джерси, чтобы записать демо для сборника "Make A Difference", Деннис Берарди устроил для нас вечеринку у себя дома. Джон и остальные участники его группы подошли ко мне. Им просто было любопытно узнать, что представляет собой эта русская рок-группа. Вот так мы и встретились. Мы пили водку и говорили о боге и мире. Несколько недель спустя, в ноябре, мы снова встретились в Москве, и это было похоже на встречу старых друзей. Это было, когда мы отыграли наш концерт для PolyGram и получили контракт. Мы решили провести концерт с веселым джем-сейшном и отпраздновали это событие соответствующим образом.
Когда мы встретились снова, Джон сказал, что они с Ричи написали для нас песню "Peace In Our Time". И мы записали ее веселой ночью в доме Джона, когда мы все вышли на улицу. Тико Торрес играл на барабанах, Ричи - на соло-гитаре, Большой Саша - на басу, Ян и я играли на акустических гитарах, и все мы исполняли бэк-вокал.
"Peace In Our Time" не является политической песней в истинном смысле этого слова, хотя ее предыстория, конечно, политическая, как уже видно из названия. В основном, однако, она лишь выражает потребность любого человека, который хотел бы видеть немного больше мира в свое время. В мире происходит достаточно ужасных вещей, которые оправдывают эту необходимость, таких как инциденты в Китае. У каждой страны, не в последнюю очередь и у нашей, есть свои проблемы, которые не облегчают жизнь людям. Всем нужен мир. Есть планы, что мы отправимся в тур вместе с Bon Jovi, и если до этого действительно дойдет, мы, вероятно, сыграем "Peace In Our Time" вместе в качестве выхода на бис".
Тексты песен почти так же важны для Алекса и других ребят из "Парка Горького", как и музыка. Соответственно, в альбоме больше посланий.
"Try To Find Me", акустическая баллада с негритянским хором на подпевках, является очень важной песней для нас. Источником вдохновения послужила газетная статья о самоубийствах среди подростков со списком тревожно высоких показателей в различных странах, которая заставила нас задуматься, можно ли вообще взять эту проблему под контроль и как это сделать. Я думаю, что причиной зла является непонимание людей, которые настолько отчаялись, что видят в самоубийстве единственное решение своих проблем. Послание песни, в двух словах, таково: постарайтесь лучше понять друг друга.
Мы не хотим быть поучительными, но мы не боимся отстаивать свою точку зрения. Наши песни иногда имеют серьезное содержание, но иногда в них нет ничего, кроме веселья. Я думаю, что мы нашли здесь хороший баланс".
Беседовал: Оливер Клемм