Найти тему
1,9K подписчиков

Погасший огонь Прометея ... Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве

195 прочитали
Современная Европа дошла до политики "отмены культуры": отменены культурные нормы жизни человека и общества - нормы семьи, права, государства, собственности, отношений.

Современная Европа дошла до политики "отмены культуры": отменены культурные нормы жизни человека и общества - нормы семьи, права, государства, собственности, отношений. Эти культурные нормы человечество создавало тысячелетиями с античных времен, их наследниками является не только современная Европа, но страны и народы всего мира! Творчество по созданию культурных норм начинается с подвига и самопожертвования Прометея во имя спасения людей, которые показались олимпийским богам их не очень удачным созданием. Именно от этого огня творческого мышления и отказывается нынешняя Европа - от культуры и от своей памяти, чем и предаёт себя. Великий прометеевский огонь свободы, творчества и созидания в западном мире гаснет!

1. Миф о Прометее

Первый рассказ о мифе о Прометее появился в конце VIII века до н.э. в произведении "Теогония" греческого эпического поэта Гесиода (род. 750 г. до н.э.), второго после Гомера великого поэта Древней Греции архаического периода и первой достоверно известной личности в греческой литературе. Двумя основными авторами, оказавшими влияние на развитие мифов и легенд, окружающих титана Прометея в сократовскую эпоху великих Афин, были Эсхил и Платон.

Справка Academia-nadezhda:

МИФ (греч. mythos – сказание, предание), многозначный термин, смысл которого менялся на протяжении истории и в разное время означал рассказ, сказание о богах, вымысел, представление, особая форма выражения сознания и чувств человека ранних этапов развития общества, способ осмысления мира, понимания природной и социальной действительности. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства, а их семантическое (смысловое) ядро содержит ростки форм способных к развитию в будущем.
МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - совокупность мифов - фантастических историй о сотворении мира, о деяниях божеств и героев, будучи собранных вместе отражают способ осмысления человеком окружающего мира на ранних стадиях человеческой истории.

Как известно, Зевс, недовольный жертвенными подношениями людей богам, отнял огонь у людей, лишив их основного средства выживания - огня - для защиты от животных и приготовления пищи. Титан Прометей бросил вызов богам, похитил у них огонь и передал его человечеству. За это Зевс, царь олимпийских богов, приговорил Прометея к вечным мукам - он был прикован к скале (на горе Эльбрус или на горе Казбек). Орел (эмблема Зевса) был послан им, чтобы съесть печень Прометея, которая отрастала за ночь, только для того, чтобы снова быть съеденной орлом на следующий день. Прометей, с разрешения Зевса, был освобожден Гераклом.

Постепенно миф развивался, обрастал деталями. Так, в некоторых версиях мифа Прометею приписывают создание человека по образу и подобию богов, в которого Афина Паллада (Минерва), вдохнула душу, у других авторов - он устанавливает форму жертвоприношения животных, у третьих - он блещет своим умом. Изложения мифа дополняются весьма важными сюжетными линиями, например, о создании Зевсом первой женщины Пандоры и др. Главное - сложился, востребованный образ героического защитника людей, образ близкий человеку и в котором он очень нуждался. Как защитник людей, Прометей получает в Афинах полубожественный статус.

При всей палитре философских и научных мнений центральная сюжетная линия мифа - создание человека, героическое похищение огня, передача его людям, жестокое наказание героя Зевсом - были и остается очень популярными темами как в древней, так и в современной культуре, от сюжетов росписей ваз, амфор, рельефов саркофагов, мозаик и фресок в древнегреческой и древнеримской культурах до произведений современных авторов.

Галерея Academia-nadezhda "Изображение мифа в росписях ваз, амфор и рельефах саркофагов":

Постепенно в западной классической традиции Прометей стал фигурой, олицетворяющей человеческие устремления к научным знаниям, основателем наук и искусств, родоначальником многих важных сфер гуманитарного развития человечества, в современном понимании - технологий, знаний и, в более общем плане, цивилизации.

Галерея Academia-nadezhda "Изображение сотворения человека Прометеем":

2. Миф о Прометее и его изображение в изобразительном искусстве

Миф о Прометее обладает редчайшим, уникальным качеством отзываться в умах и чувствах людей любой эпохи сокровенными и, всякий раз, очень актуальными этой эпохе мыслями и ассоциациями.

С момента появления мифа и по наше время, а это ни много ни мало уже 29 веков, сначала греческие и римские античные авторы пересказывали и дополняли миф. В средние века и в эпоху Возрождения важной задачей авторов было наделить аллегорическую интерпретацию мифа о Прометее религиозной, философской и исторической концепцией современного им времени. Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.), например, следует этим двум уровням интерпретации и различает две отдельные версии мифа о Прометее - будучи помещен на небесах, где все есть ясность и истина, Прометей крадет луч божественной мудрости у самого Бога, источника всей Науки, высшего Света во имя каждого человека, тем самым смещая акцент в сторону позиции гуманистов эпохи Возрождения. В. Шекспир (1564-1616 гг.) одарил Прометея "божественным теплом для дарования жизни и, собственно, олицетворявшим жизнь через сотворение им человека из глины ". Уже в начале XVII века Джон Мильтон (1608-1674 гг.), а позднее Иоганн Гете (1749-1832 гг.), Джордж Байрон (1788-1824 гг.), Генри Лонгфелло (1807-1882 гг.), Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) и др. авторы эпохи романтизма видели в Прометее мятежника, который сопротивлялся всем формам тирании, олицетворяемой Зевсом – церкви, монарху, даже сравнивая его образ с духом французской революции. У них Прометей - творческий и мятежный дух, отвергнутый Богом, который гневно бросает ему вызов и утверждает себя в борьбе с деспотизмом.

Галерея Academia-nadezhda "Изображение Прометея, крадущего огонь у богов, чтобы отдать его людям":

Созданный предшествующими поколениями образ героя, способного вдохновлять людей на мужественные поступки, главное деяние и страдания Прометея по-прежнему находятся под пристальным вниманием интеллектуалов, ученых по мифологии и религиоведению. Ими найдены некоторое сходство (конечно, при очевидных отличиях, особенно в сюжете сотворения человека) библейского божества с мифологической фигурой Прометея, определенные аналогии поступков Прометея с поступками героев иранской мифологии и мифологии народов Кавказа. Образ самоутверждающегося, обладающего могучим духом борца, коррелируется с мыслью американского исследователя мифологии и религии Джозефа Кэмпбелла (1904-1987 гг.): "... Влияние энергичного человека оживляет, в этом нет никаких сомнений. Мир без духа - это пустошь. У людей есть идея спасти мир, изменив положение вещей, изменив правила ... Любой мир является действительным миром, если он живой... нужно вдохнуть в него жизнь". Для этого и нужен Герой!

Галерея Academia-nadezhda "Гефест (Вулкан) приковывает Прометея к скале":

Значительный вклад в раскрытие образа Прометея внесли композиторы, такие как, автор симфонии "Прометей" ("Поэма огня") А.Н. Скрябин (1872-1915 гг.), впервые использовавший грандиозное цветомузыкальные сопровождение своего творения, и Людвиг ван Бетховен (1770-1827 гг.), написавший "Симфонию № 3 Героическая", первоначально посвященную Наполеону, кумиру поколения европейцев начала XIX века. Ее финал был изначально задуман автором как музыка для балета "Прометей".

Справка Academia-nadezhda: Наш фильм "Огонь Прометея. Изображение подвигов Прометея в искусстве" в заключении этой статьи даёт представление читателю об этих великих музыкальных произведениях.

Галерея Academia-nadezhda "Изображение страданий Прометея во имя людей":

Именно усилиями ученых, педагогов, композиторов, художников, литераторов на протяжении веков, освобождаясь от избыточных деталей и временных наслоений, был сформирован образ Прометея как Героя, способного вдохнуть в мир новую жизнь. Таким он вошел в современную культуру: в фольклор, произведения различных направлений и жанров, учебники, энциклопедии, а конечном итоге - как непреложная данность в ткань бытия и образ мысли современного человека.

Галерея Academia-nadezhda "Геракл освобождает Прометея":

3. Огонь Прометея погас?

Нельзя не заметить, как угасает прометеев огонь в современном западном мире. Представленные здесь шедевры, да и сама суть человеческого развития, воплощенная в мифе о Прометее, могут просто исчезнуть за ненадобностью, просто как "неформат" в рамках европейской политики отмены в XXI веке или переписывания культурного наследия человечества и его истории (изображают героев мифов и литературы афроамериканцами и др.).

И в самом деле, что нас ждет, если в политике европейских государств, поведении европейских политиков и народов проявляется самоотречение от живительного творческого огня, которым Прометей спас людей от уничтожения:

  • от главного достижения послевоенных десятилетий - умения жить в мире;
  • извращается и переписывается современная история и память народов Европы о фашизме, сносятся памятники советским воинам - освободителям, черное становится белым и наоборот, все лучшее провозглашается достойным уничтожения;
  • попираются права и гражданские свободы;
  • появляются люди второго сорта - неграждане, как в прибалтийских странах Евросоюза;
  • обезбоживание, дехристинизация и ее сатанинская суть проявляющаяся в навязывании гендерного разнообразия, гейпарадах, изменении пола, в том числе еще в детском возрасте, превращаясь в манифестацию ведьм;
  • в Европе зашкаливает антисемитизм и полиция вынуждена охранять синагоги;
  • нацизм становится правящей силой;
  • осуществляется политика отмены огромной части европейской культуры, и прежде всего, русской;
  • заявляется, что "геноцид русских - это несерьезно и смешно";

Что же, назад - в общество без истории, без культуры, и... без будущего? Ведь перессорившись и утратив веру в огонь и спасение, в способность поддерживать прометеевский огонь, человечество станет очень быстро откатываться назад и общество превратится в первобытное племя дикарей, у которого осталось только желание наслаждений?

Жутко, но важно это сказать - да, именно это и ждет человечество без великого дара Прометея - огня, огня мысли, огня творчества, огня справедливости, духовного, нравственного и научного развития, огня любви к человечеству!

Происходящие сейчас события свидетельствуют о массовом заболевании правящих элит различных стран острой формой русофобии. Но, что бы ни предпринималось против России, мы всегда были и будем альтернативным фундаментальным историческим народом. Сейчас началось большое движение за обновление нашего общества, за суверенность страны, ее экономики, собственного пути развития. Историческая, гуманистическая и альтернативная - вот основа новой России, обновленной сути нашей страны. При смелости выдвижения новых задач, при эффективном восприятии собственного исторического опыта, Россия одержит сокрушительную победу! Как и героический "Прометей, возведенный на небеса Гением Свободы и защищенный Минервой" в картине Жака Реаттю.

Таблица Academia-nadezhda "Прометей, возведенный на небеса Гением Свободы и защищенный Минервой (Афиной)":

Таблица Academia-nadezhda "Прометей, возведенный на небеса Гением Свободы и защищенный Минервой".
Таблица Academia-nadezhda "Прометей, возведенный на небеса Гением Свободы и защищенный Минервой".

Вывод:

Философский смысл этой истории, как всегда в мифах, спрятан за внешней фабулой и целой системой символов. Мир, устроенный олимпийскими богами по патриархальному принципу - это упорядоченность, выраженная в четкой иерархии. Всяк сверчок должен знать свой шесток - это принцип Зевса. Прометей - это образ человеческой цивилизации. Он идет против привычного хода вещей, установленного верховными божествами, устанавливает паритет между богами и людьми, символизирует зарождающуюся личностную свободу и борется с однополярным миром Зевса, чтобы люди могли строить свою собственную цивилизацию, свой космос, разнообразную, как сами люди и народы.
Очевидно, что сегодня только Россия, мы, россияне, несем прометеев огонь! Но, уверен, и лучшая часть остального человечества постепенно подтянется, осознав, что за него мы и боремся! И Победа будет за нами!

Литература:

Понравилась статья: пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

Современная Европа дошла до политики "отмены культуры": отменены культурные нормы жизни человека и общества - нормы семьи, права, государства, собственности, отношений.-10