Найти тему
Academia-nadezhda

Подвиги Геракла. Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве

Младенец-Геракл душит змей. Рисунок Франсуа Ленормана, 1875. Лувр, Париж
Младенец-Геракл душит змей. Рисунок Франсуа Ленормана, 1875. Лувр, Париж

Мифы, легенды, сказки сопровождают человечество, и человека в нем, с младенчества до глубокой зрелости, проходя с вместе с ним его историю, современность и даже забегая немного вперед, поднимая его на все новые эмоциональные, творческие рубежи. Такова их немеркнущая, вдохновляющая суть и очарование.

1. Греческая мифология среди ценностей духовной культуры, завещанной человечеству античностью

Греческая мифология сформирована на сказаниях крито-микенской эпохи и прошла в своем формировании этапы:

  • из глубины веков до II тыс. до н.э. - древнейший, хтонический, доолимпийский;
  • с II тыс. до н.э. до появления государства - классический, олимпийский;
  • VII-VI вв. до н.э. - героический.

Справка Academia-nadezhda

Мифология прародительница всех форм современной духовности. Мифологический тип мышления на протяжении всей человеческой истории порождается ими. Гносеологическая причина этого — в невозможности для человека достичь полного познания мира, перманентное сохранение непознанного, которое мифологизируется так же и современным сознанием.
Мифологизация действительности противостоит чрезмерной рационализации духовного мира человека, дополняя его личную картину мира до целостной и непротиворечивой, придает человеку уверенность в себе, абсолютно необходимую для полноценного существования.

Основой мифологии древней Греции было отражение героического характера греческого народа, обладавшем мужеством, равным в борьбе с богами. В греческой культуре рождается новый герой. Он показан в борьбе, он чтит в своих богах то, что твердо решил когда-нибудь завоевать и для себя - беспредельные просторы радости жизни. Греки создают множество шедевров, которыми они обязаны своему культу красоты, показывая человечество более совершенным, обладающим своим счастьем, которое деятельно, не подвержено никаким угрозам, в них они чувствовали себя даже более счастливыми, чем сами боги. Боги ревнивы к своему счастью и отстаивают его всем своим могуществом, утверждая свое божественное господство над человеком. Это найдет отражение в скульптуре, мозаике, настенной живописи, литературе, театре. [1].

2. Подвиги Геракла.

Среди сотен персонажей древнегреческих мифов, бесспорно, самым известным является Геракл (в древнеримской традиции его называли Геркулесом). Создание его образа относится к героическому периоду греческой мифологии VII-VI вв. до н.э. И как герой любого эпоса, он олицетворение доброты, силы, справедливости и совершает многочисленные героические подвиги.

Таблица Academia-nadezhda "12 подвигов Геракла. Реконструкция метоп храма Зевса в Олимпии":

Таблица Academia-nadezhda "12 подвигов Геракла. Реконструкция *метоп храма Зевса в Олимпии".                                                                                                                               * Метопа - в античной и классической архитектуре элемент фриза дорического ордера храма, здания, украшенный барельефами.
Таблица Academia-nadezhda "12 подвигов Геракла. Реконструкция *метоп храма Зевса в Олимпии". * Метопа - в античной и классической архитектуре элемент фриза дорического ордера храма, здания, украшенный барельефами.

Очищение Авгиевых конюшен. Авгий, в греческой мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины, владел бесчисленными стадами скота. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде. Стада содержались на громадном скотном дворе (Авгиевых конюшнях), который, по преданию, много лет не приводился в порядок, и микенский царь Еврисфей поручил Гераклу труднейшую задачу - вычистить его за один день! Геракл, встретившись с Авгием, предложил ему выполнить эту огромную работу за один день. Авгий, будучи уверен, что выполнить такую работу за один день невозможно, согласился отдать за это даже десятую часть своего скота. Геракл, выполняя обещание, применил не только физическую силу, но и изобретательность. Сначала он разобрал стены, окружавшие конюшни, затем перегородил плотинами две реки - Алфей и Пеней, направив поток воды на конюшни. Когда поток смыл нечистоты, Геракл вновь сложил стены. Так огромная работа оказалась выполнена за один день и стала одним из подвигов Геракла.

Галерея Academia-nadezhda "Очищение Авгиевых конюшен":

Справка Academia-nadezhda

Современный фразеологизм авгиевы конюшни - значит очень грязное место. В другом значении - запущенные дела. Расчистить авгиевы конюшни - это значит выполнить огромный объем грязной работы, навести порядок.

3. Образ древнегреческого мифологического героя Геракла в искусстве.

В средние века принципиально меняется ситуация в культуре и философии, причины которых лежат в глобальных изменениях, происшедших в жизни Европы — фактическая утрата античной культуры, ее разрушение и практически безраздельное властвование в духовной жизни новой мировой религии — христианства. Господство церкви диктовало приоритет теологии над любыми другими видами знания. В этих условиях античная мифология наполняется новым, уже христианским содержанием, особенно в эпоху Возрождения, когда человек, созданный по подобию Бога, вновь становится центром мироздания. Важной особенностью ренессансного мировоззрения становится оптимизм, который заключается в утопическом понимании сущности ми­ра как великой гармонии, разрешающей в конечном итоге все проти­воречия конкретной реальности и ее частных проявлений. Превращение гармонии в незыблемую сущность породило о ней специфическое для Возрождения учение, пронизывающее и научные представления, и философские обобщения, и теорию искусства, и само искусство. Гармония соответствовала тогда всеобъемлющему, а не только эстетическому понятию прекрасного – с одной стороны, чувственно воспринимаемой физической красоты природы, человека, художественных произведений, с другой стороны, красоты духовной, интеллектуальной и этической, слитых в высшем единстве. Все эстетизировалось подобным пониманием гармонии как красоты, в том числе и сама сущность мира с ее внутренними закономерностями и внешними проявлениями.

Среди произведений живописи, посвященных Гераклу (Геркулесу) и их авторов, следует выделить картину выдающегося живописца позднего итальянского Возрождения и маньеризма венецианца Якопо Тинторетто (1518-1594 гг.) «Происхождение Млечного Пути», произведение знаменитого итальянского художника XV века, великого мастера живописи, скульптуры, гравюры и ювелирного искусства Антонио Поллайоло (1429/1433-1498 гг.) «Геркулес и Антей», картину немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса, мастера живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавшего в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472/ок. 1475-1553 гг.) «Геркулес и Омфала», произведение «Геркулес и Лернейская гидра» итальянского живописца эпохи барокко, представителя болонского академизма Гвидо Рени (1575−1642 гг.) .

Галерея Academia-nadezhda " Образ Геракла в произведениях художников Возраждения":

Иллюстрацией мифов о Геракле был серьезно увлечен испанский мастер религиозных сюжетов, представитель севильской школы живописи Франсиско де Сурбаран (1598-1664 гг.), который в 1634 году создал цикл из десяти картин, посвященный древнегреческому герою. На всех его работах Геркулес изображен физически развитым мужчиной в набедренной повязке, вооруженным палицей.

Галерея Academia-nadezhda " Образ Геракла в картинах Франсиско де Сурбарана":

Новое время (XVII-XIX вв.) Именно теперь появляется некая непреодолимая преграда между личностью и обществом как причина их взаимного отчуждения – качество, которое в полной мере станет печальным достоянием более поздних этапов Нового времени, но впервые во всей роковой неизбежности открывается мыслителю и художнику как раз в XVII веке. Так возникает трещина между личностью и миром, между отдельным человеком и общественной средой – диссонанс, ставший отныне неотъемлемым признаком эволюции общества. Прекрасной иллюстрацией этого является картина известного итальянского живописца стиля рококо и неоклассицизма Помпео Джироламо Батони (1708-1787) «Геркулес на распутье между Добродетелью и пороком». Как известно, еще до 12 подвигов, перед Гераклом (Геркулесом) был поставлен вопрос, какой дорогой идти: легкой, полной наслаждений или тернистым трудовым путем. Именно в момент выбора своего будущего героического пути изображает Геракла художник. Подобные картины есть среди работ основоположника барокко итальянского художника и гравера Аннибале Карраччи (1560-1609 гг.) и одного из виднейших живописцев венецианской школы Паоло Веронезе (1528-1588 гг.).

Галерея Academia-nadezhda "Трактовка выбора Геракла (Геркулеса) между Добродетелью и Пороком художниками итальянскими Возрождения":

Образ Геракла в эпоху рококо (вторая четверть - середина XVIIIв.) Примером новых стилистических влияний эпохи рококо является картина французского живописца, гравёра, декоратора, яркого представителя художественной культуры рококо Франсуа Буше (1703-1770 гг.) «Омфала и Геракл», где Геракл представлен героем-любовником, в окружении пухлых амурчиков в присущей эстетике рококо стилистической манере.

Таблица Academia-nadezhda "Франсуа Буше "Омфала и Геракл":

Таблица Academia-nadezhda "Франсуа Буше «Омфала и Геракл». 1735 г.
Таблица Academia-nadezhda "Франсуа Буше «Омфала и Геракл». 1735 г.

Стиль модерн, символизм (начало XIX - начале ХХ вв.) стремится внести искусство во все сферы жизни, преобразовать и облагородить повседневный быт новыми эстетическими представлениями – «Жизнь из театра». Часто к образу Геракла обращались символисты, например, французский художник-символист Гюстав Моро (1826 - 1898 гг.), отдававшем предпочтение библейским и мифологическим сюжетам. Его картины иллюстрируют ранние подвиги героя: «Геркулес и Лернейская гидра» (1875) и «Геркулес и Стимфалийские птицы» (около 1872 г.). Для символистов Геракл был олицетворением добра в человеке.

Таблица Academia-nadezhda "Гюстав Моро. "Геракл и Лернейская гидра":

Таблица Academia-nadezhda "Гюстав Моро. "Геракл и Лернейская гидра". 1875-1876 гг.
Таблица Academia-nadezhda "Гюстав Моро. "Геракл и Лернейская гидра". 1875-1876 гг.

Культура ХХ века. Культура в ХХ веке становится бесконечным процессом интерпретации, смыслы сталкиваются, порождая при этом новые смыслы. Разрушается оппозиция культуры и жизни, исчезает сама возможность противопоставить себя культуре, человек превращается в «говорящий голос», становится подсобным орудием культуры. Интерпретационная деятельность становится лишь взаимодействием различных культурных текстов. Художник и писатель работают без каких бы ни было правил, работают для того, чтобы установить правила того, что будет создано. В картине великого сюрреалиста современности Сальвадора Дали (1904-1989гг.) «Геркулес приподнимает поверхность моря и просит Венеру подождать будить Амура» (1963 г.) древнегреческий герой изображается как ряд интерпретаций художником его образа. Что хотел сказать этой картиной мастер, каждый должен решить для себя сам.

Таблица Academia-nadezhda " Сальвадор Дали "Геркулес приподнимает поверхность моря и просит Венеру подождать будить Амура":

Таблица Academia-nadezhda " Сальвадор Дали "Геркулес приподнимает поверхность моря и просит Венеру подождать будить Амура".
Таблица Academia-nadezhda " Сальвадор Дали "Геркулес приподнимает поверхность моря и просит Венеру подождать будить Амура".

Вдохновленный подвигами Геракла талантливый современный болгарский художник Юлиан Йорданов (р.1965) создал серию графических произведений в присущей ему очень динамичной манере.

Таблица Academia-nadezhda "Образ Геракла в графических произведениях Юлиана Йорданова":

Вывод:

Как бы ни менялось время и духовные предпочтения, во все исторические времена Геракл остается излюбленным персонажем живописных, скульптурных и графических произведений и в эпоху Возрождения, и в Новое время, и в наши дни. Образ Геракла держит "небесный свод" искусства, вкладывавшего в этот образ идеи своего времени, оставаясь для всех времен символом личности сознательно отвергшей легкий путь наслаждений, избравшей тернистый путь трудов и подвигов, и снискавшей на этом пути свое бессмертие.

Литература:

  1. Бурыкина Н.Б. Понятие "переходная эпоха" как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте [Текст] /Н.Б. Бурыкина. М.: Спутник+, 2009. С. 51-52.
  2. Буслович Д. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Ленинград: Издательство "Аврора", 1978. 158 с.
  3. Мифологический словарь. /М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия. т. 1. /Главный редактор С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 277-283.
  5. Платон. Диалоги. [Текст] / Платон. / Пер. с древнегреч.; сост., ред., автор вступ. Ст. А.Ф. Лосев; авт. Прим. А.А. Тахо-Годи. – М.: Издательство «Мысль», 1998. – 607 с.
  6. "Миф Платона о познании и государственная идеология" в статье

канала:

Фильм Academia-nadezhda: "Семь греческих мудрецов"

Понравилась статья: пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте http://www.academia-nadezhda.com/

-12