Послевоенную историю ижевских мотоциклов все знают достаточно хорошо. Многие модели надолго становились настоящими легендами целых поколений. А вот что из себя представляли мотоциклы ИЖ, до Великой Отечественной? Сегодня решил немного подробнее осветить данную тему. Начнем с самого начала.
В 1928 году на ИЖстальзаводе инженером Петром Можаровым были созданы чертежи первых ИЖей. Так появилось целое семейство транспортных средств. В 1929 году по данным чертежам собрали первые прототипы советских мотоциклов ИЖ.
Ходовые версии техники получили название ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4 и ИЖ-5. Это были различные по мощности и конструкции мотоциклы. Но в серию ни один из них так и не попал. Хотя мотоциклы были собраны и прошли испытания в реальных условиях суровых дорог.
ИЖ-1 и ИЖ-2 имели 1200-кубовый v-образный 4-тактный двигатель мощностью 24 л.с. Причем ИЖ-2 получил систему принудительного воздушного охлаждения двигателя.
ИЖ-3 получил не такой мощный мотор, но все же 750-кубовый двигатель, и карданную передачу. Именно на него и возлагали большие надежды. Эти мотоциклы должны были заинтересовать в первую очередь Красную Армию.
А вот ИЖ-4 разрабатывался как "народный", доступный и простой мотоцикл. 200 кубовый одноцилиндровый двухтактный двигатель, карданная передача, 4.5 лошадиные силы и компактные размеры. Всё это должно было сделать мотоцикл максимально популярным.
На ИЖ-5 предполагали устанавливать 4-х тактный одноцилиндровый двигатель объёмом 400 см3, мощностью 8 л.с., в качестве главной передачи — цепной привод. Пятый иж даже получил свое собственное имя "Композиция", скорей всего из-за довольно модного дизайна.
Почти нет информации об ИЖ-6. И это не удивительно, его судьба сложилась следующим образом. Мотоцикл был готов только на чертежах, собрать в металле прототип так и не успели.
В начале 30-ых конструктор Петр Можаров отправляется в Ленинград и там принимает участие в налаживании производства легкого мотоцикла Л-300 на заводе "Красный Октябрь".
Чуть позже в руководстве страны советов созрели решения о начале масштабного производства мотоциклов. Тогда Петра Можарова отправляют обратно в Ижевск, где ему предстояло налаживать производство мотоциклов на местном ИЖ Заводе.
Первая серийная модель получила название ИЖ-7 (фото модели собственные). Именно с него и началась масштабная история Ижевского мотоциклетного производства.
Сборка ИЖ-7 стартовала в 1933 году, но тогда выпустили всего несколько мотоциклов. В 1934 году собрали уже более сотни штук. С каждым годом уровень выпуска возрастал. Конструктивно ИЖ-7 являлся упрощенной модификацией ленинградского мотоцикла Л-300, а тот в свою очередь был копией немецкого ДКВ-Люксус-300.
В качестве силового агрегата выступал 300-от кубовый бензиновый мотор мощностью всего 5.5 лошадиных сил. Трансмиссия представляла собой 3-ех ступенчатую коробку и цепной привод.
Переключение передач осуществлялось вручную, длинным рычагом, под правой рукой. К 1937 году производство мотоцикла составляло уже более 3000-ёх тысяч штук в год, а розничная цена составляла 3360 рублей.
В 1938 году на конвейере появляется новая модель. ИЖ-8. По сути, это была глубокая модернизация предшественника. 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счет чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Изменилась и система электрооборудования - вместо маховичного магнето мотоцикл стал оборудоваться генератором и аккумулятором.
Иж-8 оснастили амперметром и отдельным переключателем света. На первых экземплярах они располагались в специальном щитке над рулем, затем амперметр переместился в корпус фары, а переключатель света на правую сторону рамы под бензобак. Основное внешнее отличие новой модели от своего предшественника заключалась в иной выпускной системе.
Расширительная камера стала компактней, и выхлопная труба выходила из нее не вперед, а назад. Да и сам выпускной коллектор получил совершенно другую форму.
Что касается трансмиссии и подвески, то там особых изменений не произошло. Заднее колесо по прежнему не было подрессорено. Передняя вилка параллелограммного типа.
Получив довольно большой опыт реального производства ижевские конструкторы задумались о более серьезной модернизации следующей модели. Началась работа по созданию ИЖ-9. Новинка появилась в серии уже в 1940 году.
В очередной раз переделали двигатель. Изначально планировали увеличить рабочий объем с 300 до 350 кубиков, но потом от идеи отказались. Самым заметным новшеством стало появление двух выпускных окон и соответственно двух выхлопных труб. Да, именно ИЖ-9 стал первым серийным ижевским мотоциклом с двойным выхлопом. Это позволило улучшить охлаждение цилиндра и головки блока, сделать работу двигателя более стабильной, и увеличить мощность до 9 лошадиных сил.
Была применена более прочная и надежная вилка переднего колеса. Существенно увеличили диаметр переднего тормозного барабана, что повысило эффективность тормозов. По многим показателям ИЖ-9 не уступал иностранным мотоциклам того времени.
Последняя предвоенная модель получила название ИЖ-12. Это был настоящий прорыв для своего времени. Мотоцикл получил массу технических новшеств. Впервые на серийных ижевских мотоциклах появилось ножное переключение передач. Появился мощный 350-кубовый бензиновый мотор развивавший 14 лошадиных сил. Сам двигатель стал 4-ех тактным.
Привод ГРМ представлял собой блок шестеренок с толкателями, штангами и клапанами. Причем одноцилиндровый двигатель был верхнеклапанным, а система смазки с сухим картером.
В течении 1940 года была выпущена пробная партия мотоциклов, всего 49 штук. Серьезные новации в конструкции требовали довольно длительной подготовки всех производственных процессов. Масштабное производство ИЖ-12 должно было стартовать летом 1941 года. Но из-за начала Великой Отечественной, все производственные мощности были срочно переформатированы под нужды фронта.
В итоге, перспективная модель мотоцикла, оказалась последней, в предвоенной истории Ижевского предприятия. На сегодняшний момент сохранилось всего 2 или 3 мотоцикла ИЖ-12. Остальные утеряны навсегда.
Сейчас один из сохранившихся ИЖ-12 стоит в Музее техники Вадима Задорожного. Здесь я его и обнаружил.
Снял по этой теме небольшой видео сюжет, смотрим далее.
Не забываем подписываться, ведь интересного контента еще довольно много.
#мотоциклыссср #мототехника #ссср #автомобильнаяроссия #мотоциклиж #ретро