Найти тему
Секреты Старого Китая

Шестые национальные игры Старого Китая, и их влияние на развитие ушу

Существует распространенное мнение, что спортивное ушу как явление, возникло в середине ХХ века в Китайской Народной Республике. В целом, это действительно так. Однако китайское руководство той поры, несмотря на недавно завершившееся противостояние с Гоминьдан, в данном вопросе продолжала прежнюю "политику партии". Для тех, кто пропустил предыдущие статьи по реформам ушу, напомню, что гоминьдановский Китай использовал и пропагандировал боевые искусства в большей степени как средство повышения физической культуры, национальной гордости и самосознания народных масс. И в гораздо меньшей степени – в качестве прикладного рукопашного боя. Гоминьдан и потом КПК прекрасно понимали:

Здоровье народа – сила нации, люди - основной ресурс государства, человек не должен болеть, [человек] должен работать на благо созидания Нового Мира.

Строительство этого Нового Мира во многом основывалось на западных концепциях. Реформы ХХ века были направлены на слом старого уклада, в том числе и конфуцианской морали, которая заменяется философией и идеями, заимствованными с Запада. Хотя и философией у китайцев не всё так просто. То, что обычно называют древнекитайской философией, по сути - не является философией (др.-греч. φιλοσοφία) , то есть «любовью к мудрости». Китайцы, в массе своей, изучают мудрость прошлых веков исключительно с практическими мирскими целями, а не из любви к высокомудрым изречениям и рассуждениям. В Западной философии «любовь к мудрости» как самоценный акт стал возможен благодаря двум глобальным факторам культуры: независимости индивида и сублимации религиозного чувства. У китайцев, особенно в реальности заката империи Цин, было сложно и с тем, и с другим.

Геерберт Спеенсер (1820 - 1903) с интересом смотрит на нынешних практиков боевых искусств
Геерберт Спеенсер (1820 - 1903) с интересом смотрит на нынешних практиков боевых искусств

Прежняя «модель мира» предполагала что Китай - «культурный центр», окруженный варварами, которые никогда не смогут приобщиться к принципам китайской цивилизации- ввиду постоянства характеристик среды. Эта концепция сменяется на идеи эволюциониста Герберта Спенсера о прогрессе, который обеспечивается сначала соревнованием между отдельными людьми, потом между группами людей и затем конкуренцией между нациями. Отсюда появляется вывод о необходимости физического и умственного развития каждого представителя своей нации. И необходимости соревнования между ними.

В 1928 году в Нанкине был создан Центральный Институт национальных [боевых] искусств, где сперва было два факультета - Щаолинь и Удан. В то время это было также место сбора мастеров боевых искусств Китая. Но - не только...
В 1928 году в Нанкине был создан Центральный Институт национальных [боевых] искусств, где сперва было два факультета - Щаолинь и Удан. В то время это было также место сбора мастеров боевых искусств Китая. Но - не только...

Для понимания того, на каком базисе меняли традиционные боевые искусства отлично подходит эта цитата тех лет:

Национальные боевые искусства никогда не передавались по наследству, потому что [традиционные боевые искусства] держались за прошлое, отвергали современность и кичились собой, но опора на науку, движение вперед, поиск истины на основе научных фактов - вот светлый путь к возрождению [национальных] боевых искусств.

После реформ ХХ века появляется разделение на боевые искусства:

  • для военных и полицейских - прикладной направленности;
  • для гражданских - физкультурно-оздоровительное.

Затем - возникнет и третье течение... Спорт.

-3

10 октября 1935 года на только что построенном Шанхайском стадионе (ныне стадион Цзянвань) состоялись Шестые Национальные игры Китайской Республики, беспрецедентные Игры в истории Старого Китая. Церемония открытия прошла под моросящим дождем, однако более 3000 учащихся школ Шанхая выполнили в группе таолу тайцзицюань, затем участники каждой делегации провинций Китая прошли под оркестром перед ареной.

Это было очередное общенациональное мероприятие, организованное гоминьдановским правительством.

Шанхайская мастерица боевых искусств У Мэньюэ демонтирует тайцзицюань.
Шанхайская мастерица боевых искусств У Мэньюэ демонтирует тайцзицюань.

Проходили эти игры в течении десяти дней. В общей сложности участвовало 38 делегаций из различных провинций страны, а также из Гонконга и зарубежных китайских анклавов. В соревнованиях приняли участие более 2700 спортсменов мужского и женского пола.

В качестве судьи по боевым искусствам был приглашен Сунь Цуньчжоу, второй сын Сунь Лутана. В те дни он как раз был исполняющим обязанности декана гошугуаня провинции Цзянсу.
В качестве судьи по боевым искусствам был приглашен Сунь Цуньчжоу, второй сын Сунь Лутана. В те дни он как раз был исполняющим обязанности декана гошугуаня провинции Цзянсу.

Соревновались в самых разных дисциплинах: легкой атлетике, многоборью (пятиборью, десятиборью), плаванию, баскетболу, футболу, волейболу, теннису, бейсболу, спортивной ходьбе и, конечно же, боевым искусствам. Была также тяжелая атлетика и монгольская борьба, а еще прошли велосипедные выступления.

С этого момента между национальными боевыми искусствами (несмотря на протесты специалистов) и спортом - окончательно поставили знак равенства, продолжив начинания Пятых игр.

Но об этом - несколько позже, нам пора на тренировку, алебарда сама себя рубить не заставит! :)

Дм. Моисеев, СПБ - 2023