Найти тему
Сферум

Школа в СССР и сейчас: в чём разница?

Оглавление

Правда ли, что в Советском Союзе лучше обучали школьников? Сравнили программу старшей школы в СССР и в современной России и разобрались, так ли сильно изменилась система образования.

Предметы

В СССР и правда были предметы, которых сейчас нет. Но современная система трансформировалась: теперь у школьников другие потребности, а во взрослой жизни их ждут иные задачи. Дисциплин, которые исчезли, всего три: логика, чистописание, черчение.

На смену урокам логики пришли факультативы по экономике и финансовой грамотности: в мире нужны финансисты, сотрудники банков, аналитики. А чистописание преобразовалось в цифровой аналог: теперь у него другая специфика и учащимся будет нужно абстрактное мышление — сам навык черчения реализуется в спецпрограммах, которые надо освоить, чтобы не выбирать мягкость карандаша.

Зато иностранные языки активно изучались как в советское время, так и сейчас. Их знание связано с широтой профессионального кругозора, поэтому предмет по-прежнему в приоритете образовательной системы.

Методики обучения и проверки знаний

Эффективность общеобразовательной системы в СССР — всемирно признанный факт: за 40 лет грамотность населения поднялась почти до 100%.

В России методики обучения и проверки поменялись частично. Например, учебное время или система контрольных работ по-прежнему идентичны советским, но двухэтапную аттестацию сменил ЕГЭ. Эта система сильно изменила принципы поступления. Например, теперь:

  • Результаты экзаменов учитываются и при выпуске из школы, и при поступлении.
  • Лояльность учительской комиссии не влияет на результат экзаменов.
  • Экзамен стал тестово-письменным, где тест проверяется автоматически.
  • Документы можно подать сразу в несколько учебных заведений.

ЕГЭ открыл двери в любой вуз, даже столичный — школьникам из регионов достаточно хорошо сдать экзамены.

Школьные правила

Дисциплине и правилам в советской школе уделялось много внимания. В первую очередь потому, что общие стандарты в советское время только разрабатывались.

Например, с 1917 года телесные наказания в школах, гимназиях и лицеях были официально запрещены. А в 1943 году приняли официальный документ — «Правила для учащихся». Он содержал, например, вот такие пункты:

  • Иметь при себе ученический билет и предъявлять по требованию директора и учителей.
  • Сразу после звонка входить в класс и занимать своё место.
  • Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями.

С 50-х годов и до постсоветского периода список расширялся и трансформировался. Но в итоге оригинальные правила из документа 1943 года взяты за основу без каких-либо изменений в уставах большинства российских школ.

Подготовка учителей

Какими бы совершенными ни были системы проверки знаний, они не имеют смысла без квалифицированных педагогов. Учителя тоже находятся в постоянном процессе обучения и повышения квалификации.

В помощь педагогам разрабатываются цифровые платформы, профориентированные медиа для мгновенной коммуникации с коллегами.

Например, Сферум регулярно публикует статьи и материалы, которые полезно использовать в оптимизации образовательных процессов. Раньше это происходило в формате подписок на журналы.

«Все учителя в обязательном порядке должны были выписывать специализированные журналы. Школы также выписывали журналы образовательной тематики и „Учительскую газету“».
Лада Сащенко Амбассадор цифрового образования, заместитель директора ГБОУ школы №559 Санкт-Петербурга, учитель информатики и технологии, магистрант программы «Цифровая трансформация образования» ВШЭ

Изменения коснулись и курсов по повышению квалификации. Теперь их можно пройти не только в очной форме, но и онлайн: разнообразие форм и вариантов обучения открывает учителям новые возможности.

А как вы думаете, чем отличается образование в прошлом и сегодня?

СССР
2461 интересуется