Найти в Дзене

Что нам нужно для счастья? Не только деньги…

Оглавление

Что делает нас счастливыми? Как и почему мы считаем свою жизнь хорошей?

Обычно о хорошей жизни говорят с двух позиций. Первая — гедонистическая. Дом полная чаша, крепкое здоровье, тепло и сухо. В общем, комфорт и удовольствие.

Вторая — эвдемоническая. То есть — в переводе — наполненная смыслом. Дело, которому ты служишь, цель всей жизни и пр. (см. подробнее в соответствующей статье).

Но вот какой нюанс — куда отнести стремление к разного рода испытаниям и встряскам. Например, зачем люди, не занимающиеся альпинизмом серьёзно, идут на штурм Эльбруса?

Гедонистическое объяснение здесь не подойдёт совершенно — комфорта на Эвересте точно нет. Эвдемоническое — только частично. Не всегда можно найти высокий смысл в этом походе.

Значит, что хорошая жизнь — это не только комфорт и смысл. Должно быть и ещё что-то.

Богатство, но не деньги

Американские психологи Сигэхиро Оиси и Эрин Вестгейт предложили ещё один аспект — психологическое богатство (psychological richness) [1].

Это показатель насыщенности жизни событиями, которые интересны и/или меняют наш взгляд на жизнь.

Например, штурм Эльбруса. Или волонтёрская помощь бездомным. Или участие в любительском спектакле. Помощь одинокой соседке по лестничной площадке. Любые события подойдут, лишь бы они обогащали нас новым опытом.

Разумеется, они это взяли не с потолка, а из исследований. Например, когда студенты описывали свою жизнь, они обязательно отмечали комфорт (или его отсутствие) и смысл (или его отсутствие). Например, «Мне нравится посидеть в кофейне» или «Профессия, которую я осваиваю, очень важна для людей».

Но были и другие моменты — о насыщенности жизни интересными событиями. Например, «Мы постоянно придумываем что-нибудь с друзьями». Или — напротив — «У меня скучная жизнь».

Схожие результаты получились после анализа некрологов. Там тоже использовались все три аспекта хорошей жизни — гедонистический, эвдемонический (смысловой) и психологическое богатство.

Наконец, Оиси и Вестгейт проверили предсказательную силу своей концепции. Если психологическое богатство — это про интерес и новый опыт, то можно увидеть накопление этого богатства.

Они взяли студентов, и протестировали их на наличие психологического богатства. Затем некоторые студенты уехали по обмену поучиться заграницей. Когда они вернулись, учёные снова протестировали всех.

И да — побывавшие в других странах набирали больше баллов в тесте на психологическое богатство. При этом показатели комфорта и смысла у обеих групп не изменились.

По другую сторону океана

Итак, есть весомые доказательства существования такого аспекта хорошей жизни, как психологическое богатство.

И здесь у нас получается интересная параллель с классификацией потребностей академика П. В. Симонова.

Он выделял потребности витальные, социальные и идеальные. Витальные потребности обеспечивают нам непосредственное выживание. Социальные помогают заводить знакомства и детей. Идеальные побуждают нас развиваться. Подробнее можно прочитать в моей статье «Потребности: самое главное и важное».

Его классификация отлично сочетается с данными Оиси и Вестгейт.

Гедонистическое благополучие — это витальные потребности. Сыт, здоров, в тепле — красота!

Эвдемоническое благополучие — это потребности социальные. Почему? Смыслы для нас преимущественно связаны с другими людьми. Это неизбежно для таких ультрасоциальных существ, как мы.

Ну а психологическое богатство — это явно идеальные потребности. Нам важно изучать новое, получать необычный опыт — и это всё тоже улучшает нашу жизнь. Даже если опыт трудный, он всё равно может обогатить нас.

Получается, что и с этой стороны у нас есть ещё довод в пользу выводов Оиси и Вестгейт.

Непрозрачный механизм

Подчеркну — все три аспекта хорошей жизни вполне могут пересекаться. Равно как и три типа потребностей (по Симонову) тоже могут существовать в один момент времени.

Наше поведение полимотивировано, мы можем хотеть чего-то одновременно по нескольким причинам.

В тоже время вполне может быть, что гедонистическое благополучие будет как бы противодействовать психологическому богатству. Вроде и хочется узнать новое, но это же надо куда-то идти, что-то делать…

Наши потребности — это сложный механизм, в нём бывают самые разные коллизии.

Это хорошо видно по исследованию, проведённому Оиси и Вестгейт в девяти странах. Они попросили участников описать свою идеальную жизнь, используя специальный список признаков. В этом списке были признаки комфорта, смысла и психологического богатства.

И люди более-менее равномерно набирали себе горстями из всех трёх аспектов.

А затем им предложили выбрать признаки только одного аспекта. Или комфорт, или смысл, или психологическое богатство. Вы бы что взяли?

В большинстве своём люди выбирали комфорт. Меньшая часть выбрала смысл. Но были и те, кто выбирал психологическое богатство. В Германии, например, таких было 17%.

Впрочем, тут не исключён ситуационный фактор. Возможно, приоритеты во многом зависят от происходящего вокруг человека. И через год те же самые люди выбрали бы по-другому.

Итог

Человек многогранен. Нам нужен и комфорт, и смысл, и психологическое богатство. Уделяя внимание каждому из этих направлений, мы, в конце концов, делаем свою жизнь лучше.

Когда есть чёткая карта, двигаться гораздо легче.

В любом случае, исследование Оиси и Вестгейт показывают нам направление, которое может помочь сделать нашу жизнь счастливее.

В дополнение рекомендую:

Источник:

1. https://psycnet.apa.org/record/2021-74886-001

Фото автора Olga: Pexels