Найти тему

Как мы запустили подкаст и не разругались

Оглавление

Привет! Я Женя Щелчкова, работаю с отделом маркетинга TravelLine как фрилансер, из дома. Когда в TravelLine решили делать подкасты, я с уверенностью сказала, что готова взять вопрос на себя. Мы с подругой уже делали такое по своей теме, вопрос изучили неплохо, и я подумала: «Ну а сейчас-то какие сложности могут возникнуть? Быстро все сделаем — и все».

Расскажу, в чем я ошиблась, как мы это преодолевали и что делать, чтобы запустить подкаст без стресса.

С чего начинали делать подкаст

Обычно сначала идет этап «назначить ответственного». Поскольку он состоялся сам по себе, мы сразу же перешли к делу.

1. Определились, что нравится

Сначала мы, как нормальный отдел маркетинга, поискали референсы: какой формат нам самим больше всего зайдет. Понравился подкаст «Лидмашины», они записывают аудиоверсии кейсов о том, что помогает продавать онлайн. Послушали — лаконично, полезно, востребовано. Поэтому что-то подобное решили делать и мы для отельеров.

Совет: не обязательно брать то, что кто-то уже делает. Можно придумать свое, вырастить идею из темы, которой вы горите, и привязать это к вашей основной теме. Например, мне нравится фольклор, а мой бизнес — производство столешниц из березы. Можно в каждом выпуске рассказывать истории мастеров по дереву и вспоминать фольклорную песню, связанную с березой.

2. Подготовили текст

Здесь особых сложностей не возникло. Подредактировали статью под речь и расставили в тексте акценты.

Совет. Даже если текст уже есть, самое главное — адаптировать его под речь. Подкаст — это расслабленный формат, в идеале он должен восприниматься не как «человек читает лекцию», а как «человек рассказывает».

Чтобы текст получился ненавязчивым, полезно читать его вслух, подбирать интонации, где-то менять местами порядок слов, даже если в статье вы такого себе позволить не можете. Можно добавлять междометия и делать себе в тексте пометки: «тут улыбнуться», «сделать акцент на этой фразе».

Это все не сложно, просто надо закладывать время в своем графике на такую работу. Побольше времени, если вы делаете впервые — со временем это станет получаться само по себе.

3. Записали аудио

На этом этапе тоже шло все отлично. В студии в TL отличная шумоизоляция, оборудование подходящее. Дома я размялась и сделала небольшую артикуляционную зарядку, на месте пару раз прочитала вслух, и мы записали сразу два выпуска.

Совет. Если вы не очень опытный диктор, разминайтесь перед записью и делайте легкую артикуляционную гимнастику. Хотя бы просто покривляйтесь и встряхните руками, ногами и головой. Так вы снимете лишние зажимы, и голос будет звучать ярче.

Когда читаете текст, положите его перед собой так, чтобы видеть целиком. По-первых, не придется делать паузу, чтобы пошелестеть страницами, во-вторых, будет проще держать общую интонацию повествования.

Если оговариваетесь, сделайте паузу и начните предложение снова, чтобы при монтаже не возникло проблем.

И отдельно насчет звука. Если нет возможности сделать хороший звук, а подкаст запустить хочется, делайте, как есть. Мнения есть разные, но я сторонница позиции, что недостаток можно превратить в УТП. Именно так делают французские женщины в своем имидже, и так, например, делал Егор Летов. Он говорил, что его музыка, звучащая «как из глубокой трубы» — это специальный ход: услышав такое, люди приходят в более панковское состояние.

4. Смонтировали

Здесь мы немного поспорили. Кому-то понравилось, что на фоне есть музыка, кому-то — что все тихо и серьезно, а кто-то хотел побольше звуков и отбивок.

Совет. Если у вас есть человек, который разбирается или готов разобраться в музыкальных редакторских программах, — это правда удача, он вам и по звукам скажет, как лучше. Если нет, старайтесь начитывать текст сразу красиво, а со звуками экспериментируйте.

Как заливали подкаст в интернет

Первые звоночки, а потом звоночища и колокола начались на этом этапе. С прошлым подкастом у меня был опыт работы с платформой Anchor. Там все было довольно понятно, сейчас же работать в России она перестала. Помониторив варианты, пришли к mave: на ней есть бесплатные тарифы с аналитикой и дистрибуцией на разные музыкальные площадки.

1. Зарегистрировались на платформе для хостинга подкастов

Регистрироваться — это вообще-то несложно. Но! Если вы фрилансер и удаленщик, а люди, на почту которых зарегистрирован аккаунт, находятся в офисе — это становится небольшой проблемой. Каждый раз, когда вы заходите с нового устройства или старое устройство вас почему-то забыло, на телефон и почту в офисе приходит код, к которому у вас доступа нет.

Но все-таки регистрацию нельзя назвать большой сложностью. Потому что главное веселье началось позже.

Главный совет. Тот, кто запускает подкаст, должен иметь доступ к электронному ящику и телефону, на которые зарегистрирован аккаунт. Проще всего завести новый ящик, специально для подкастов, и указать там свой номер телефона.

2. Обменялись данными с музыкальными площадками, чтобы новые выпуски раскидывались туда сами

Это был самый сложный этап. Спасибо mave, что они сделали инструкции для каждого канала. Потому что в каждом канале действовать нужно по-разному. 🥵 И, повторяя предыдущий пункт, если вы не имеете прямого доступа к электронному адресу и номеру телефона, — от вас устанут. Вы все время будете дергать людей, которые работают, и вообще не представляют, где же этот корпоративный телефон.

А еще площадки иногда делают так: пишут, что письмо отправлено, вы просите человека посмотреть и сказать код, — а письма нет. Потом вы отправляете письмо снова, и приходят сразу два письма. Человек уже отвлекся на работу, а когда скинул вам код, оказалось, что код уже недействителен.

Поверьте, когда вы зарегистрируетесь на всех площадках, вы ахнете от счастья. Вы почувствуете себя как человек, спасшийся от акулы.

Совет. Просто дайте себе больше времени на эту работу и сидите рядом с телефоном и почтой, на которые приходят коды авторизации.

Небольшой нюанс от Apple, который мы пока так и не осилили

На Apple Podcasts царит своя атмосфера, поэтому если вы хотите создать там специальный аккаунт с компьютера — лучше сдавайтесь. Я не могу сосчитать, сколько дней, часов и трафика было потрачено на то, чтобы зарегистрировать специальный аккаунт или хотя бы привязать этот подкаст к своему аккаунту.

Когда, наконец, я дозвонилась до техподдержки, мне сказали: «Сорри, вы до нас, наконец, дозвонились, но пишите на другой адрес, и вам там ответят (на английском)». Вы делаете это и получаете ответ: «Da, u vas problema. Chtoby ee reshit’, nuzhno ee reshat’».

Поэтому мы запустили подкаст без этой важной площадки. Надеюсь, скоро мы это исправим.

3. Заливаете выпуски на платформу для хостинга подкастов

Здесь уже все легко, и настроение у вас такое — «в предвкушении».

Совет. На площадке есть хороший функционал: можно залить все выпуски сразу, сделать их невидимыми, и постепенно выпускать — по одному в неделю, например.

4. Анонсируете подкаст и собираете обратную связь и статистику

Все! Подкаст запущен! Послушать можно на mave и на площадках, где вы обычно слушаете музыку. Конечно, мы и не думали ругаться, просто многих ошибок можно было избежать.

Обратная связь получилась неплохая: отельеры говорили, что сюжеты полезные и слушаются легко. Окрыленные результатом, мы записали еще несколько выпусков и теперь думаем, какой формат подкаста попробовать еще.

Не дает покоя только фраза, искренне сказанная одним слушателем:

А это у вас робот подкаст озвучивал, да?

___

Закончу советом самой себе. Говорить как человек, учиться на ошибках и продолжать звонить в техподдержку Apple. :)