Самвел Аветисян, директор по продукту компании «Яблочков», поставляющей зарядные станции для электробусов и электромобилей в России и странах ближнего зарубежья, выделил пять особенностей бизнеса по управлению электрозаправками.
1. Какими бывают зарядные станции
Рынок зарядных станций для электромобилей состоит из двух групп: станции переменного и постоянного тока (соответственно, медленные и быстрые). Основное отличие между ними, которое влияет на конечные характеристики для потребителя, — это наличие преобразователя энергии. В станциях постоянного тока он находится внутри, а для станций переменного тока расположен непосредственно в автомобиле.
Мощность и скорость зарядки выше у станций постоянного тока. Электрозаправки с переменным током гораздо медленнее — они заряжают батарею автомобиля от 8 часов и более. Но именно станций переменного тока в мире значительно больше — на каждые 10 из них приходится лишь одна станция постоянного тока. Такой разрыв объясняется разным паттерном потребления.
Станции переменного тока — это так называемые destination-станции. Они располагаются в тех местах, где автомобиль находится довольно долгое время, — дом или офис. Такие станции дают нагрузку на сеть, сопоставимую с нагрузкой от электрического чайника.
Электрозаправки постоянного тока используются как обычные АЗС. Они необходимы, если водителю нужно срочно подзарядить свой автомобиль, а также устанавливаются на трассах между городами. За 10-20 минут использования можно получить энергии на 200-300 км.
В России, кстати, соотношение 10 к 1 не соблюдается — отсутствие такого баланса вообще характерно для развивающихся рынков. Например, похожая ситуация в Польше. В нашей стране медленных и быстрых станций примерно поровну. А если взять Голландию, то там практически у каждого парковочного места стоит медленная зарядная станция. Во многом это еще объясняется их относительной дешевизной — около 1000 $.
2. Как заработать на зарядке электромобиля
Рассмотрим на примере одной из наших станций стоимостью ₽2 млн. Те, кто ее установил, приобретают 1 кВт электроэнергии за ₽5. Зарядка для электромобиля стоит 15-25 ₽/кВт. То есть разница может составлять до ₽20. Таким образом, для окупаемости необходимо 100 000 кВт, этого хватает на зарядку около 2000 автомобилей. Обычно нагрузка на станцию считается из расчета 7 машин за один день. Значит, срок окупаемости нашей станции при тарифе 25 ₽ за 1 кВт будет составлять около года. При тарифе 15 ₽/кВт — около 3 лет. Такие расчеты оправданны при наличии большого парка электрокаров.
Важный момент — потребитель в любом случае будет искать ту станцию, которая наиболее привлекательная по цене. Но на загородных трассах заправки для него будут безальтернативными. Например, сейчас это характерно для М-11, где установлено около 10 станций.
3. Как и где идеально размещать зарядные станции
На трассе оптимальное среднее расстояние между станциями должно составлять порядка 50 км. В городе — чем плотнее, тем лучше. Например, в Санкт-Петербурге с набором из 50 станций вполне неплохо владельцу электрокара по российским меркам, но не очень хорошо по европейским. Загородным территориям — коттеджным поселкам или гольф-клубам — такие проекты пока не интересны. Как только они узнают, что в городе парк электромобилей насчитывает около 3 тысяч штук, то ни о какой окупаемости речи уже не ведется. Хотя, конечно, есть и такие, которые быстро решаются на установку зарядных станций.
Мировой опыт говорит о том, что зарядная станция, расположенная около магазина, ресторана, торгового центра или какого-то другого объекта, приносит дополнительный трафик. Согласно зарубежным исследованиям, от 60 до 80% владельцев электромобилей отправляются за покупками в тот торговый центр, где расположена зарядная станция. Это можно сравнить с наличием в торговом центре автомойки или детской комнаты в ресторане — дополнительное преимущество для клиента. Например, продуктовая сеть 7-Eleven в США и Канаде устанавливает рядом с магазинами электрозаправки в рамках проекта 7Charge. Тем же самым занимается сеть K-Market в Финляндии.
4. В чем конкурируют между собой производители станций
Гибкость, сервис, активность продажной команды. Рынок растет слишком быстро — в среднем на 30% в год, и даже крупные производители не успевают наращивать свои мощности, чтобы удовлетворить весь спрос.
Сейчас главное то, кто успел вовремя договориться с клиентом и дал лучшие условия по скорости поставок, цене, срокам отсрочки платежей, каким-то другим необязательным функциям. Конкуренция в маркетинговом поле пока не работает.
Как правило, первый опыт клиента связан с самой дешевой станцией. Тут основной фактор — кто лучше продаст. Большие игроки этому уделяют меньше внимания, а вот средние и маленькие компании бьются между собой в этой гонке продаж.
После того как заказчик минимум год эксплуатирует купленную дешевую станцию, он начинает уделять внимание более мелким деталям. И это дает повод для реальных переговоров. Ключевым преимуществом для его поставщика оказывается послепродажное обслуживание. И как раз в этой нише многие производители проседают. Станции регулярно ломаются и требуют постоянного обновления ПО. Огромное количество электрозаправок по всему миру стоят сломанными. Бывает, что срок ожидания ремонтных работ составляет около 3 месяцев.
Последние несколько лет мы стараемся развиваться в этом направлении. Понятно, что станцию, которая не выходит из строя, произвести невозможно. Поэтому стараемся создать условия, при которых клиенту обслуживание будет обходиться максимально дешево и быстро. Рассчитываем получить большой опыт в этом направлении в своих зарубежных проектах.
5. Ключ к рынку будущего — это ремонтопригодность. Сейчас в мире установлено только 10-20% станций, необходимых для обслуживания растущего парка электромобилей. И уже на этой стадии есть проблемы с сервисом. Поэтому именно здесь нужны инновационные подходы, иначе мы получим огромное количество обслуживающего персонала и низкую маржинальность бизнеса.