Найти тему
NOIR

«Призывала свергнуть Сталина и его коммунистический режим»: Что стало с самой известной предательцей из армии Власова

До сих пор в истории Великой Отечественной войны есть белые пятна, которые не дают однозначно утверждать, был человек в реальности героем или оказался предателем. Это касается и с Серафимы Ситник, отважной советской летчицы, удостоенной нескольких высоких наград, попавшей в плен и перешедшей на сторону фашистов. Что побудило ее предать Родину? Сделала ли она это из идейных соображений или за этим стояло что-то еще?

Серафима Ситник
Серафима Ситник

Серафима Захаровна родилась в Кировограде в Украинской ССР в 1912 г. Девушке не исполнилось и 20 лет, когда она начала служить в Красной Армии. В 30-ые годы, и Серафима оберегала мир и покой жителей родной страны, а в 1939 г. приняла участие в Зимней войне. Великую Отечественную Ситник встретила в должности командира батальона связи, При этом она не только отвечала за связь, но и вылетала на боевые задания, за что в декабре 1941 г. была удостоена ордена Красного Знамени. Вскоре она перевелась в 205-ю авиационную дивизию, которой командовал ее муж Юрий Немцевич. Оставив своего маленького сына с матерью, Ситник яростно сражалась с фашистами бок о бок с мужем.

В конце октября 1943 г. Ситник и ее напарник Павел Скалий получили приказ доставить секретные документы на другой участок фронта. С этого задания пара так и не вернулась. Спустя месяц, их официально признали погибшими.

Юрий Немцевич тяжело переживал гибель любимой супруги. Он не скрывал слез, а на борту своего самолёта написал: «За Симу Ситник». Трудно представить себе удивление командира, когда голос его жены неожиданно зазвучал из репродукторов, который призывал красноармейцев перейти на сторону фашистов и помочь Гитлеру свергнуть Сталина и его коммунистический режим. Тут то и выяснилось, что Ситник вовсе не погибла, а угодила в плен и по собственной воле перешла на сторону фашистов.

Виктор Мальцев
Виктор Мальцев

Ее самолет угодил под огонь немецкой зенитки близ села Николаевка. Серафима получила ранение, но несмотря на это, смогла выпрыгнуть с парашютом. Уже на земле она потеряла сознание, а когда очнулась, то догадалась, что находится немецком полевом госпитале.

На первом же допросе, гитлеровцы начали склонять Серафиму Захаровну перейти на их сторону. Но она категорически отвергла предложения фашистов. Главной причиной отказа стала гибель ее матери и трехлетнего сына от рук оккупантов. Несмотря на отказ Серафимы, немцам необходимо было разговорить ее. Им позарез необходима была информация о командном составе ее дивизии.

Тогда к делу подключили коллаборациониста Виктора Мальцева, который на тот момент командовал ВВС Комитета освобождения народов России. Тот, переговорив с Ситник, дал команду разведчикам перепроверить данные о матери и сыне Серафимы. И тут вдруг оказалось, что и мать, и ее сын целы и все с ними хорошо. Получалось, что советский политрук ее дивизии, дал Симе ложную информацию об их гибели.

-3

Не теряя времени, гитлеровцы тут же отправили самолет за родными Серафимы и устроили им встречу Стараясь не упустить момент, Мальцев стал убеждать Симу в том, что советская власть врала ей не только о судьбе ее близких, но во всем остальном. Отважная летчица из-за нахлынувших на нее эмоций была не в силах сопротивляться психологическому прессингу и в итоге, приняла предложение немцев о сотрудничестве, но с условием, что ей позволят сохранить свою советскую военную форму, погоны майора и заслуженные награды.

Ситник определили в авиационное подразделение РОА, которую возглавлял Андрей Власов. Однако, сражаться против своих и совершать вылеты, как этого хотели немцы, она не могла из-за тяжелого ранения. Поэтому вскоре ей поручили вести пропагандистскую деятельность..С этого момента она регулярно стала выступать по радио и агитировать соотечественников переходить на сторону фашистов. В качестве примера для подражания, Ситник приводила лётчика Владислава Антилевского, Героя Советского Союза, который к тому времени воевал на стороне фашистов. Кроме этого, ее фото, в том числе с матерью и ребенком, начали печатать на агитационных листовках и газетах, которые распространялись как в тылу, так и на оккупированных немцами территориях.

Серафима Ситник с матерю и сыном
Серафима Ситник с матерю и сыном

Летевший вместе с Симой Павел Скалий, её боевой товарищ тоже оказался в плену, но смог бежать. Правда, в скорости его поймали и отправили в концлагерь, где он находился до конца войны, пока советские войска не освободили всех узников. Именно Скалий пролил свет на ситуацию с Ситник и рассказал о её жизни в немецком плену.

Позже даже появилась фантастическая версия, якобы Юрий Немцевич был настолько уверен, что его супруга выступает с призывами по радио не по своей воле, что лично обратился к Сталину, чтобы Симу, обменяли на немецкого генерала. Впрочем, даже если бы это и было правдой, то глупо было бы надеяться на то, что Иосиф Виссарионович станет менять предателя, да еще и на генерала.

О послевоенной судьбе Серафимы Ситник известно немногое. Все данные довольно противоречивы и единой версии нет. Если верить одним источникам, немцы, заподозрив, что Серафима планирует бежать обратно на родину, прислали к ней своих агентов, которые прикинулись советскими партизанами. В ходе разговора они убедились, что немцы не зря ее подозревали и тут же избавились от нее.

Есть и вторая версия, согласно которой Ситник боялась возвращаться в Советский Союз. Она осталась в Германии, а затем перебралась в Западную Европу вместе с матерью и сыном. Однако нет доказательств и подтверждения ни одной, ни второй версий. Поэтому сказать точно, что стало с Серафимой Ситник невозможно.

Юрий Немцевич, муж Серафимы Ситник
Юрий Немцевич, муж Серафимы Ситник

Что же касается мужа Серафимы Юрия Немцевича, то его в начале лета 1944 г. отстранили от должности и отправили в тыл заниматься подготовкой будущих летчиков. Однако назвать это опалой нельзя. По всей видимости, командиру, на долю которого выпали столь тяжелые испытания, просто подобрали более спокойное место службы, дабы он не искал сме̅рти в бою В конце зимы 1945 г. он возглавил 250-ю истребительную авиационную дивизию, с в составе которой впоследствии он громил японские войска. В 1947 г., дослужившись до генерал-майора, вышел в отставку и жил в Москве, где и скончался в 1956 г. в возрасте 51 года.

Источник: mirtesen