Найти тему

Диалектика от юмориста

Эта статья не по теме канала.

Поэтому, если понравится - не подписывайтесь, если не понравится - не отписывайтесь. В обоих случаях ошибетесь.

Забытый писатель

Был такой писатель, незаслуженно забытый, Николай Александрович Лейкин.

Николай Александрович Лейкин
Николай Александрович Лейкин

Что за книги он писал?

Смешные книги, написанные очень хорошим русским языком. Смешные, но теплые, без нотки цинизма, хотя проходил он буквально по лезвию бритвы. Но ни разу не порезался. Это и отличает великих писателей от таких же, но посредственных.

Очень мягко, красиво, очень легко и образно писал Николай Александрович. Вот как начинается одна из его книг: "Под южными небесами".

"Стояла теплая ясная осень, но по ночамъ температура воздуха значительно понижалась. Каштановыя деревья и бѣлыя акаціи на парижскихъ бульварахъ давно уже пожелтѣли и обсыпали тротуары желтымъ скоробившимся листомъ. Стоялъ конецъ сентября по новому стилю. Былъ девятый часъ утра. Каретка общества "Урбенъ" съ кучеромъ въ бѣлой лакированной шляпѣ, выѣхавъ изъ улицы Ришелье въ Парижѣ, давно уже тащилась къ самому отдаленному отъ парижскаго центра желѣзнодорожному вокзалу"

У него получалось совместить несовместимое.

Глупость и ум, цинизм и доброту, поверхностность и глубину. Это я о его героях, о ситуациях, которые он ...

Нет, не описывал, а буквально препарировал.

Хотя анализом в его книгах и не пахнет. Пахнет поэзией. Ибо представлял он ситуации каким-то иным способом, совершенно не соответствующим содержанию. Или скажу по-другому: выявлял истинное содержание, проникая за пределы формы.

Очень рекомендую. если вы читаете подобную литературу. Но особенно рекомендую аудиовариант. Озвучка радиостанции "Звезда" - просто бесподобная.

И вот еще почему я рекомендую аудиовариант.

Звук оживляющий

Мы ведь все равно, когда читаем, переводим черточки на бумаге в нечто более живое. В звук, который и оживляет тексты, приближает их к жизни. А звук столетней давности очевидно был другим. Тогда ведь и букв в нашем алфавите было больше.

35 перед революцией против 33 (кажется) в нынешнем.

А из этой "незначительной" разницы следуют весьма значительные последствия.

Если вы хотя бы чуть-чуть помните школьную математику старших классов, то поймете, что количество возможных вариантов увеличивается невообразимо.

Но дело не в количестве слов.
Парадокс в том, что больше их не было. Дело в качестве. В том, почему и как смысл, контекст отличается от формы, содержания, от контента.

Другие выразительные формы требуют других способов выражения "одной и той же" сути.

Звук. Именно живой звук, разрешает это непримиримое противоречие.

Оставим теории.

Просто представьте, что книгу, написанную в 19 веке, вам читает человек, живущий в 19 веке. И ощутите разницу с тем, что бы вы услышали, прочитай её вам современник.

Так вот, озвучка Станислава Федосова именно этим и замечателна. Как будто переносишься в то время, когда происходили события, чувствуешь то, что чувствовали герои, жившие в 19 веке и ...

И начинаешь лучше понимать, что такое диалектическая спираль (подобрался-таки к названию статьи).

"Бывает такое, о чем говорят: «Смотри, вот что-то новое!» Но и это уже бывало в прежние времена, еще задолго до нас." Екклесиаст 1:10

"Высший свет"

Увидев нынешнее общество через книги Николая Лейкина, через ценности того общества, многое понимаешь.

Настолько многое, что перечислять здесь не буду. Лично для меня настоящую причину и цель Революции открыли, пожалуй, две книги. "Бесы" Достоевского и книги Лейкина.

Очень с разных сторон открыли,

  • через драматизм и
  • через юмор.
Но именно эта двойственность и ценна, ибо так работает понимание, так устроена (пардон, сейчас будет страшное) наша душа, оживляющая это тело.

А чтобы не было так страшно, скажу снова про диалектику, про "единство и борьбу", про метод разрешения противоречий соединением противоположностей.

В общем, рекомендую взглянуть на нынешние ценности "высшего света" сквозь призму "купаний в Биорице".

Закончу цитатой которая для вас, возможно, окажется началом знакомства с великим (или про юмористов так не говорят?) писателем Николаем Александровичем Лейкиным.

"-- Да... Онъ говорилъ мнѣ, что какой-то лордъ...-- гордо отвѣчала Глафира Семеновна.
-- Нѣтъ, больше, больше. Не одинъ лордъ, а нѣсколько. Мужъ мой видѣлъ, какъ съ васъ снимали,-- разсказывала Оглоткова и тутъ-же прибавила:-- Съ меня тоже много фотографій снято. Съ меня снялъ даже одинъ нѣмецкій владѣтельный принцъ... Онъ нашъ знакомый... Снялъ, и я теперь у него въ альбомѣ.
-- Очень можетъ быть, и съ меня этотъ принцъ снялъ, -замѣтила Глафира Семеновна.
-- Нѣтъ, нѣтъ. Его сегодня утромъ на ІІлажѣ не было.
-- Но вашъ-же мужъ мнѣ говорилъ что-то про принца.
-- Нѣтъ, нѣтъ, что-нибудь не такъ... Онъ былъ на сеансѣ у скульптора. Съ него бюстъ его лѣпятъ. Съ меня тоже этотъ скульпторъ бюстъ лѣпитъ. Вотъ по сихъ поръ... Изъ глины.
-- Надо будетъ и мнѣ заказать...-- сказала Глафира Семеновна.
-- Непремѣнно, душечка, закажите. Это стоитъ двѣсти франковъ... У него вся аристократія... Вся, вся!.. Княгиню Боснійскую вы знаете?"

Чудесно, не правда ли?

---------------------------------------------------------------

Приглашаю вас в свою группу ВК (которая не про литературу).

На комментарии отвечаю.

----------------------------------------------------------------