Найти тему
22K подписчиков

Самый русский пейзажист: как Исаак Левитан изображал природу

4,6K прочитали

Исаак Левитан считал, что «только в России может быть настоящий пейзажист». Он прославился как мастер лирического пейзажа настроения, созвучного человеческим переживаниям и природной гармонии. Ко дню рождения выдающегося художника вспоминаем его самые известные пейзажи.

Весна: «реки разлились, оживает все...»

Весна — любимое время года Исаака Левитана. Вместе с пробуждение природы художник ощущал прилив творческих сил, словно оживая
от зимней хандры вместе с реками, деревьями и первой травой. Велика жизнеутверждающая сила весенних пейзажей художника: зритель словно чувствует острую влажность воздуха, слышит запах сырой земли
и свежести.

Исаак Левитан. «Весна. Большая вода», 1897 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Весна. Большая вода», 1897 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Весна в картинах Левитана — это радость обновления, нежная хрупкость просыпающейся от зимней спячки природы и долгожданная встреча
с солнцем. Художник хорошо выучил урок своего учителя Алексея Саврасова: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».

Лето: безмятежное и бурное

Художник оставил нам разные изображения лета: предзакатный покой безмятежного волжского городка сменяет бурное небо над бедной деревушкой, а на смену ему приходит скромное очарование простой березовой рощи, так любимой Левитаном. В письмах из европейских путешествий художник писал: «меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку…».

Исаак Левитан. «Бурный день», 1897 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Бурный день», 1897 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Тем не менее впечатления от европейской живописной манеры нашли отражение в творчестве Левитана: родной дух полей и деревень он экспрессивно передает с помощью стилистики импрессионизма и даже модерна. При этом его импрессионизм очень русский — речь скорее не про технику мазка, а про настроение и атмосферу пейзажа, сразу схватываемую зрителем. Любую технику художник подчиняет содержанию. На первый план выходит художественный образ, а не стилистическая чистота и следование одной манере.

Осень: золотая и ненастная

Левитан любил наблюдать за сменой времен года, изменчивостью природы и ее переходными состояниями. Склонному к меланхолии художнику особенно были близки исполненные тоски и щемящей грусти осенние пейзажи, их созвучная душе творца будничная красота. К тому же чуть ли не ежедневная смена оттенков давала богатый материал для творчества.

В осенних сюитах Левитана — ставшая классикой пронзительно-мажорная «Золотая осень», которую художник создавал дробными мазками,
и дописанная Николаем Чеховым, братом писателя, картина «Осенний день. Сокольники», выполненный пастелью пейзаж с церковью и почти абстрактная по композиции, подобная картинам Ван Гога, поздняя работа «Уборка сена». Такая разная, изумительно простая и созвучная нам осень.

Зима: трудное время

Известно, что Левитан не любил зиму: смеркается рано, свет тусклый, писать с натуры сложно и холодно, к тому же не отличающийся богатырским здоровьем художник часто болел. Но и в немногочисленных зимних пейзажах художник сумел передать милую его сердцу красоту простых мотивов: бедную заснеженную деревушку, пушистость снега
на ветвях сосен и оттепельную влажность черной коры голых деревьев.

Безвременье: «божественное нечто, разлитое во всем»

Исаак Левитан. «Над вечным покоем», 1894 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Над вечным покоем», 1894 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В возрасте 33 лет Исаак Левитан пишет программную картину «Над вечным покоем» — эпическое размышление о вечности, хрупкости человеческой жизни и надежде. Краска ложилась на холст под звуки «Героической симфонии» Бетховена — ее без устали играла Софья Кувшинникова, чтобы помочь художнику настроиться на нужный лад.

В письме Павлу Третьякову Левитан так писал о картине: «В ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». Эмоциональный, чувствительный и словно беззащитный перед миром, Исаак Левитан уйдет в вечность спустя шесть лет.

«Левитановский», говорим мы, любуясь весенним половодьем, скромной речкой, до боли красивой золотой осенью или деревянной церквушкой на взгорке. Пейзажи Левитана стали символами, воплощением тихой русской грусти и очарования природы средней полосы России.

Для справки:

Увидеть картины Левитана вживую и рассмотреть их в деталях и подробностях можно в художественных музеях страны. Например, в Третьяковской галерее или Русском музее, партнером которых выступает ВТБ. Банк поддерживает проекты, направленные на культурное развитие страны, и помогает организовывать масштабные выставки и мероприятия.