Там есть чему удивиться. Сегодня спустимся под землю и поглазеем одним глазком на метрополитены двух столиц. Постараюсь избавиться от явных оценочных суждений. Выводы пусть делают читатели сами.
В одних странах к метро власти относятся утилитарно: ну, ездят поезда и ездят (это камень в огород Парижа), в других, например, в СССР/Россия и Швеция, метро - это ещё и музей или крутейший арт-объект.
Ереван
Кратенько:
Схема ереванского метро проста, как анатомия дождевого червя.
Первые 5 станций открыли в 1981 году. Сегодня - 1 линия длиной 13,4 км с 10 станциями. В 1996 году была открыта последняя станция (синий аппендикс). Те, что пунктиром прокопали ещё при СССР, но так и не запустили.
Стоимость проезда - 100 драм (15 руб)
Итак, первое, что бросается в глаза, отсутствие перевода информации на русский или английский на кассах. А как же быть туристу?
Спускаемся в тёплый и ламповый советский метрополитен Еревана. Здесь застыло время, только турникеты современные поставили.
Ещё один глоток ностальгии - пластиковые жетончики.
Степенно спускаемся. Весь эскалатор в рекламе армянского аналога "1xBet". Выглядит логично: Горячим жителям - азартные увлечения.
Про тёплое и ламповое метро я погорячился. Подсветка противным холодным 6500К светодиодным светом.
Вагоны чистые и современные, уровень рекламы внутри не зашкаливает. Жители любят чёрный цвет, фото тому подтверждение.
Вот и станция, предположительно, что выведет нас в центр города. О статусе станции сразу заявляют резные барельефы из туфа.
И да, везде розничная торговля... Подсветка самыми простецкими бытовыми светильниками.
Тбилиси
Имхо, схема метро выглядит, как линия фронта.
Тбилисский метрополитен построили в 1966 году, четвёртым после Московского, Ленинградского и Киевского. Долго не хотели строить, так как город не дотягивал до миллионника, но нужным людям в Министерстве путей сообщения занесли чачи и чурчхелы, поэтому добро таки дали.
Если смотреть на метрополитены Закавказья, то первое место занимает по величине бакинский, потом тбилисский, бронзу отхватил ереванский.
Сейчас это 23 станции. В 1989 году строительство прекратилось, в 2000 и 2017 построили три последние станции в зелёной ветке.
В 2010 году перешли на оплату по пластиковым картам, став третьим на постсоветском пространстве (после Московского и Бакинского) метро, где отказались от жетонов. Это очень важно для туриста!
В течение 1,5 часов с момента оплаты поездки в метро по той же карте можно бесплатно проехать на городском автобусе.
Цена за проезд до мая 2019 была столь смешной (50 тетри - 10-11 руб), что многие выходили из метро, как после концерта Петросяна. В апреле 2022 года подняли до 1 лари (21-22 руб), чем вызвали бурление народа, митинги и прочее проявление грузинского темперамента.
Мда... кратенько не вышло. Этой зимой я один раз воспользовался тбилисским метро, когда ездил на ж/д вокзал покупать билеты назад в Ереван, так как онлайн купить нельзя😲. (про вокзал обязательно отдельно расскажу)
Мой любимый район Тбилиси - Авлабари и одноимённая станция. Для понимания, это практически исторический центр, отсюда удобно начинать открывать для себя город.
Вновь машина времени, попадаем в советское время. Следы ушатанности задают настроение...
Когда начался спуск под землю, меня не покидало ощущение, что я или читаю книгу Глуховского про метро, или смотрю фильм "Сердце ангела", тот момент, когда пошли титры (о-о-очень рекомендую к ознакомлению).
В это сложно поверить, но спуск выглядит именно так... хотя был будний день, безлюдная локация прям просится на съёмки сериала по постапокалиптической игре Fallout.
Дальше начинается вынос мозга. с загадочной инфографикой но информационном табло. Упаси боже, встретить подобную навигацию в аэропорту, когда опаздываешь на рейс.
На самом деле, все просто: кружок и цветом выделено ваше местоположение, стрелочки вверх и вниз - следующие и предыдущие станции. На Station square 1 переход на вторую (зелёную линия), которая выделена кружочками.🙄
Всё, заканчиваю разбирать дизайн, а то выходит какой-то "Бизнес-линч" от Тёмы Лебедева.
Везде полумрак, вампиры Закавказья одобряют!
Забавно, снимал на телефон в полумраке поезд в движении, вышел ужасный кадр, но если посмотреть на край, то фокусировка пришла на рекламу с физиономией мужчины внутри вагона. На втором фото вагон изнутри, чисто, все в масках.
👉 Вот таким Паганель увидел метро Еревана и Тбилиси. Не забываем, что в метро для мозга полезна хорошая книга или подписка на канал.