Этот год - 2020 - был шокирующим. Если я попытаюсь найти положную сторона, я думаю, что это может быть так - наконец, необходимость эффективного планирования для решения долгосрочных проблем попала в центр внимания во всем мире.
Комитет по планированию пандемии был отменен за шесть месяцев до того, как коронавирус обрушился на Великобританию, несмотря на то, что угроза пандемии была известна в течение некоторого времени. Аналогичным образом, программа раннего предупреждения о предупредительстве правительства в Соединенных Штатах о пандемиях была прекращена за три месяца до того, как COVID-19 начал заражать людей в Китае. Предположительно, здесь будут извлечены уроки.
Реакция на пандемию COVID-19 привлекла внимание политических и средств массовой информации. Но на горизонте есть и другие долгосрочные кризисы, которые имели столь же недостаточное долгосрочное планирование. Многие считают, что демократическая политика слишком близорука: горизонты политиков ограничены следующими выборами. Я согласен: краткосрочное управление необходимо срочно решить.
По мере того, как мы стремимся к эскалации кризисов климата и биоразнообразия, растет интерес к тому, что мы можем узнать на примерах устойчивой жизни, особенно из коренных общин. Например, философия ирокезов содержит "принцип седьмого поколения": влияние любого решения должно рассматриваться в контексте следующих семи поколений.
Законодательное обеспечение устойчивости
В Уэльсе эта древняя мудрость была превращена в законодательство. Это единственная страна в мире, в которой необходимость защиты будущих поколений встроена в закон, и это сделало устойчивое развитие организационным принципом управления. Это означает, что потребности настоящего должны удовлетворять без ущерба для потребностей будущих поколений.
ООН описала Закон о благополучии будущих поколений (Уэльс), который был представлен в 2015 году, как ведущий в мире. Закон, по которому я недавно опубликовал исследование, требует, чтобы все 44 государственных органа Уэльса работали над достижением семи целей:
Разочарованные чемпионы по устойчивому развитию, которые хотят видеть изменения, могут использовать акт в качестве поддержки и разрешения, необходимых им для оспаривания системы. Принцип устойчивого развития требует, чтобы государственные органы работали совместно и прислушивали то, что говорят люди. Это привело к пересмотру местных планов благосостояния, где, например, плохой общественный транспорт рассматривается как разжигающий нищету.
Правительство Уэльса и государственные органы могут быть привлечены к ответственности, если они не соблюдают принцип устойчивого развития. Создана должность - комиссара будущих поколений Уэльса. Этот человек - в настоящее время Софи Хау - обладает законными полномочиями и не зависит от правительства. У нее есть полномочия "имя и стыда", чтобы бросить вызов неустойчивой практике.
В 2019 году она работала с гражданским обществом и использовала свое влияние, чтобы предотвратить строительство запланированной автомагистрали. Правительство Уэльса решило отклонить его как по стоимости, так и по состоянию окружающей среды.
Другие подходы
Некоторые другие страны также ввели более долгосрочную перспективу в разработку политики. Например, Венгрия представила комиссара для будущих поколений в 2008 году. Однако полномочия комиссара позже были сокращены, вероятно, потому, что комиссар вмешивался в более чем 200 дел в год.
Подход Сингапура заключался в создании государственного учреждения, Центра стратегических вопросов. Он на раннем этапе определяет общеправительственные приоритеты, укрепляет координацию между министерствами и ведомствами для решения этих приоритетов и преобразует их в политические планы.
Тем временем Объединенные Арабские Эмираты создали Управление возможностей. Это виртуальное министерство, которое применяет дизайн-мышление и эксперименты для разработки новых решений для решения критических проблем.
И Финляндия приняла подход к усилению парламентского контроля. Его Комитет по будущему был создан в 1990-х годах. Правительство Финляндии и парламент признают сложные вопросы на ранней стадии. Они совместно разрабатывают различные альтернативные стратегии, пока они еще находятся в стадии разработки. Это известно как дальновидный контроль. Вместо парламентского контроля за уже принятыми решениями парламент тщательно изусматривает правительственные планы на будущее.
Другие страны приняли подходы, основанные на широком участии. Scotland'sFutures Forum - это канал для взаимодействия общественности с шотландским парламентом, поощряя диалог по долгосрочным вопросам. Соединенное Королевство, Ирландия и Франция использовали собрания граждан. Считается, что ассамблеи в Ирландии успешно выработали широкий консенсус в изменении закона об абортах и однополых браках.
Другой подход предусматривал попытки отвлечь управление экономикой от акцента на ВВП, чтобы вместо этого рассмотреть более широкий спектр целей благосостояния. Новая Зеландия приняла бюджет благосостояния с пятью приоритетными областями.
Обеспечение соблюдения законодательства об устойчивом развитии
Так все это имело какие-либо ощутимые последствия? Закон о благополучии будущих поколений Уэльса привел к изменению поведения в политике. Планирование, например, сильно повлияли вопросы устойчивости. Согласно новым законам, на которые повлиял закон, люди могут обойти жесткие правила планирования, если они строят эко-дом в сельской местности и живут устойчиво за пределами земли, на которой он находится.
Но он нашел меньше благосклонности в судах. В 2019 году судья Высокого суда назвал его "расплывчатым, общим и желательным". Законопроект о будущих поколениях Великобритании, находящийся в настоящее время на рассмотрении парламента Великобритании, на который сильно повлияла валлийская модель, имеет более сильные механизмы правоприменения.
Но нынешние слабые механизмы правоприменения в Валлийском законе могут иметь преимущества. В Израиле была Комиссия по будущему поколению с "эффективным вето" на законодательство, но она была распущена в 2016 году. Как и в Венгрии, ее широкие полномочия, возможно, были фактором ее кончины. Ситуация в Уэльсе может быть переходной. Когда закон будет установлен, могут последовать более сильные полномочия.
Нынешние международные кризисы показали необходимость долгосрочного планирования и необходимость изменения политических систем для лучшего достижения этой цели. Хотя во всем мире существуют различные подходы к долгосрочному планированию, валлийская модель в настоящее время является наиболее всеобъемлющей и комплексной. Это не означает, что он не может учиться и находиться под влиянием других подходов: он активно стремится это сделать.