Найти тему
Соглядатай

Спартак - Эвтибида. Ничья.

Если перевести название романа итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли на спортивный язык, то именно так он должен был называться. Книга "Спартак" издательства "Молодая гвардия" 1968 года. вышедшая тиражом 100000 экземпляров попала мне в руки едва я научился читать. Она была в в небольшой библиотеке моего отца, поэтому я приступил к ней сразу же после прочтения "Приключений жёлтого чемоданчика". Хорошо, что об Александре Дюма-старшем я еще тогда не знал. Да и достать его книгу, - хотя бы почитать, - в те годы было делом нелегким . Не говоря уже о том, чтобы купить или взять в библиотеке. Кто знает, может быть после Д'Артаньяна и Леди Винтер, Жозефа де Ла Моль и Екатерины Медичи герои Джованьоли не оставили бы в моей памяти такого следа, который заставляет меня, после стольких лет писать о них. Джованьоли написал роман уже после смерти Дюма и без сомнения не смог избежать влияния великого француза. Роман так же легко читается, как "Три мушкетера" или "Граф Монте-Кристо", так же исторически недостоверен, так же прост по фабуле.

Книга до сих пор у меня. Она зажата на полке книжного шкафа где-то между томами Достоевского и Дюма. Ей пришлось нелегко. Её часто порой держали в руках не самые аккуратные читатели. Она пережила ни один переезд. У неё сильно потертая обложка и пожелтевшие страницы. Но иллюстрации всё так же притягательны, как в детстве, а переплёт и ветхие страницы бережно подклеены. Я уверен, что она переживёт своего хозяина.

Позволю себе напомнить сюжет романа. Фракиец гладиатор Спартак поднимает и возглавляет восстание рабов в Римской республике. Костяк восставших составляют около шестисот гладиаторов в начале романа. К развязке романа численность войск Спартака доходит до 80000 человек. Восставшие одерживают немало побед, но в конце-концов погибают. Это - историческая правда. Я сознательно пишу о романе в настоящем времени. Спартак уже давно погиб. Его войско так же давно разгромлено, а роман продолжает жить. Вот и сейчас, пока я пишу эти строки, легендарный герой античности сражается на арене цирка или принимает последний бой под шелест книжных страниц.

От начала и до конца романа вместе с батально-героической линией романа развивается и романтическая. Фракиец влюбляется в жену самого могущественного человека Рима того времени, кровавого диктатора Суллы, Валерию Мессалу. Та отвечает ему взаимностью. Неожиданно умирает Сулла, так и не узнав, что стал рогоносцем. Кажется, что влюблённых ждёт долгая прямая дорога к счастливой обеспеченной старости и одновременной смерти в крепких супружеских объятьях на уединённой вилле в Родопских горах, откуда Спартак родом. Но тогда бы не было романа.

Для того, чтобы роман получился, автор вооружается вдохновенной лживостью, именуемой воображением, и вводит героиню по имени Эвтибида. Девушка эта напоминает мне госпожу Барабанщикову из пьесы Булгакова "Бег", главное достоинство которой заключалось в том, что она существовала исключительно в воображении генерала Черноты. Подозреваю, что беллетристика - изобретение дьявола. Выдумываешь персонажа и проделываешь с ним всякие фокусы. Причём, чаще всего, отнюдь не добродетельные, а то на гонорары не проживёшь. Бедный Спартак! Колин Маккалоу в своём эпическом цикле наделила гладиатора женой по имени Талусто. Между прочим, ведьмой, аппетитно скушавшей сердце одного из врагов. Джованьоли не стал обременять своего героя семьёй. Достаточно с него любовницы и внебрачной дочки. Но они - далеко и не мешают доблестному фракийцу отдавать все силы борьбе за свободу. "Свобода" - это слово Спартак произносит на протяжении всего романа как мантру. Лишь, испуская дух, он выдыхает имя возлюбленной. Так стоила ли свобода целого романа?

Однако, вернусь к Эвтибиде. Эта молодая особа, гречанка, бывшая рабыня, куртизанка, добившаяся богатства и поклонения, благодаря своим способностям определённого свойства, уму и красоте. Сам Тит Лукреций Кар, великий римский поэт, автор поэмы "О природе вещей" у её ног! Реальный исторический персонаж. Какими наивными бывают реально существовавшие знаменитости в романах. Принимают вымышленных персонажей за чистую монету и начинают оказывать ей всяческие знаки внимания. Но Эвтибиде нужен только Спартак. Она делает попытку покорить его. Не тут-то было! Фракиец верен своей Валерии. Получив отказ, неистовая гречанка впадает в ярость, и поручает еще одному своему поклоннику, тоже реальному историческому персонажу по имени Метробий, проследить за Спартаком, чтобы узнать, почему этот бедный рудиарий (бывший гладиатор, получивший свободу, - между прочим, от Суллы с подачи Валерии, - за ратный подвиг на арене цирка) не пал к ногам богатой красавицы Эвтибиды.

И понеслось... Но тут я позволю себе иллюстрированное отступление. Издание, обладателем которого я являюсь, снабжено поистине замечательными иллюстрациями. Их автор - известный художник Савва Бродский. На меня, впервые увидевшего их, они произвели неизгладимое впечатление. Вот некоторые из них:

Полагаю, что это - Гай Юлий Цезарь. Да, да, - тот самый! Тоже отметился на страницах книги. Однако, с вымышленными персонажами не общался. Поэтому и стал императором. Но ему хватило проблем и с реально существовавшими людьми.

-2

Это - Спартак в решающем бою на арене цирка. Рука предположительно принадлежит его другу Криксу, которого фракиец спас в той схватке.

-3

Это - Спартак с Валерией. Фигура матроны, точнее впечатление от фигуры, еще долго была сильным невинным эстетическим потрясением моего детства. Фигура вождя гладиаторов, на мой взгляд, явно проигрывает в массивности фигуре его возлюбленной. Короткое туловище и руки. Или наоборот: слишком длинные ноги. Но если ноги укоротить - герой получится совсем карманным. Какой-то он не гармоничный. Но абрис Валерии - что надо! Поэтому в этой иллюстрации - не до её поклонника.

Впрочем, пора продолжать. И понеслось... Метробий - старый комедиант и пьяница (да ещё и друг самого Суллы), узнаёт, что гладиаторы затеяли восстание. Спартак - главарь шайки. Да еще и любовник Валерии. Каков наглец! Вся информация тут же передаётся Эвтибиде. Куртизанка в бешенстве. Она посылает своего пожилого вздыхателя сообщить обо всём Цезарю. Хорошо хоть не сама идёт. А то бы будущий император не дожил бы до своего триумфа и трагедии. Но в те времена Цезарь знал с кем иметь дело. Однако он предупреждает Спартака о раскрытии заговора и даёт последнему время, чтобы успеть начать восстание раньше, чем римляне примут меры для подавления смуты.

Роман только начался. Спартак, конечно, главный герой, но Эвтибида уже действует наравне с ним. Жаль, Бродский не создал её иллюстрации. Поэтому я решил нарисовать её сам, сознательно не листая другие издания, чтобы не замутить рисунок памяти и так уже основательно затёртый временем. Моя иллюстрация будет в продолжении. А пока лишь остаётся вспомнить авторское описание неистовой гречанки: тонкая талия, высокая фигура, алебастровая белизна кожи, оттененная нежным румянцем, рыжие пушистые волосы, глаза цвета морской волны, чуть вздернутый, красиво очерченный носик, белые зубы ( а какими ещё им быть!), высокая и пышная грудь (а вот это, на мой взгляд - зря). Осталось только поставить под этим описанием подпись: РОЗЫСКИВАЕТСЯ! И закончить первую часть статьи.

(продолжение следует)