Найти тему
ИА "Диалог"

Старые особняки VS. промзона: плюсы и минусы Нарвской заставы

Оглавление

Обновлённый Генплан Петербурга набрал рекордное количество поправок. Одно из главных требований горожан — изменить проект реновации хрущёвок, запущенный ещё в 2010 году. Сейчас в него включены 22 городских квартала, один из них — Нарвская застава — территория на юге Петербурга (часть Кировского района). «Диалог» расскажет, чем так примечателен район и что всё-таки необходимо изменить для его улучшения.

фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Из истории

О том, что отдельным районам Петербурга необходима реновация заговорили в 2010 году. Власти обозначили несколько территорий, которые должны поменяться, определили и подрядчика — компанию «СПб Реновация». В 2017 году программа дала заметный сбой — бюджета не хватало, а первым и единственным полностью реализованным проектом стал «Квартал 10» в Колпино. О Нарвской заставе забыли, всколыхнув умы петербуржцев лишь через 10 лет упоминанием в Генплане: о возможных многоэтажках на месте особняков.

Нарвская застава расположена в границах зоны регулируемой застройки, которая прямо запрещает снос всех строений. Однако в 2010 году «СПб Реновация» заказала государственную историко-культурную экспертизу территории. Комиссия рассматривала ценность района с точки зрения «ансамблевости» — слаженности и гармоничности построек.

«Было признано целесообразным сохранить лишь наиболее ценные ансамбли и комплексы, максимально полно воплотившие установки советского градостроительства», — говорится в результатах экспертизы.

Таким образом, под удар попал ряд дореволюционных сооружений, многочисленные здания эпохи конструктивизма и сталинского неоклассицизма — совсем не хрущёвки.

Нарвская застава — район уникальный, заставший сразу несколько эпох. Именно там начинались знаменитые международные торговые пути, оттуда по одной из первых масштабных дорог в свои резиденции в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум отправлялись цари. Колоссальный удар Нарвская приняла на себя и во время Великой Отечественной войны — отсюда названия улиц Оборонная, Баррикадная. Заставу называли районом-фронтом за близость к вражеским позициям.

Нарвская сегодня — тихая и очень зелёная территория, иногда будто застывшая в 1930-ых годах. Архитектурный центр района: Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек. Название происходит от заставы (контрольно-пропускного пункта) XVIII века, которая находилась на въезде в город по Нарвской дороге и служила, как и другие три заставы (Невская, Московская, Выборгская), пограничным пунктом Петербурга.

Согласно плану будущей застройки, на месте двух и трёхэтажных домов-сталинок предполагается построить здания высотностью до 40 метров. Активисты называют эту инициативу просто — «очередное Купчино». Против подобных перспектив выступают и местные жители. Подписи за изменение программы реновации собирают с 2010 года. Петербуржцы не уверены, что перемены пойдут на благо, считая, что многоэтажки превратят спокойный и малонаселённый район в «человейник».

фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Главный минус

Согласно планам города, Кировский район ограничен Промышленной улицей, проспектом Стачек, улицами Трефолева, Калинина, Новоовсянниковской и Баррикадной. После войны территорию отстроили заново в стиле сталинского ампира и нео-классицизма, а вокруг новеньких зданий возвысились промышленные предприятия.

Например, на Тракторной улице расположен первый жилищный массив в СССР, построенный после революции. Его создавали по принципу «гуманного» строительства, то есть с максимально комфортными условиями для жильцов.

Квартиры во многих домах предоставлялись работникам заводов – это так называемое служебное жилье. За средства предприятий поддерживали и удовлетворительное состояние зданий. Когда в 90-ых и «нулевых» производства массово закрывались, начинали ветшать и дома. Отсюда вырастает главный минус Нарвской заставы и главный плюс в пользу реновации — некоторые постройки изнутри превратились в труху. Если город и управляющие компании ещё поддерживают лоск зданий снаружи, то внутри это чаще всего прогнившие деревянные балки и лестничные пролёты, трещины в стенах, ветхие и неисправные коммуникации. Большая часть домов требует капитального ремонта с полной модернизацией всех сетей — именно такая реновация необходима району, считают многие жители.

Некоторые здания уже отживают свой век. Какие-то расселили пару лет назад, какие-то около десяти. Порядок там не поддерживают, оставив всё на совесть времени. Конечно, разруха и заброшки становятся лакомым кусочком для вандалов и пироманов. Престижа такие постройки району не добавляют, а напротив представляют опасность.

Нарвскую заставу называли ещё и промышленным предместьем Петербурга. Район включал в себя большое количество промзон, частных фабрик, заводов, что, конечно, наложило отпечаток и на современный облик. Территория в отдельных местах напоминает стихийный рынок — неблагоустроенный и грязный. Здания бывших фабрик, например, белильной на Промышленной улице (1862 год постройки), сохранились, но заняли их различные мелкие торговые лавочки, что тоже создаёт не самую позитивную атмосферу.

фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Дышать нечем

Вид из окна и места для прогулок, конечно, чистая вкусовщина. Кто-то, просыпаясь, жаждет видеть небоскрёбы, кто-то памятники архитектуры, кто-то горы. Жители Нарвской в большинстве своём видят бьющиеся в окна ветви деревьев, что для многих районов Петербурга своего рода экзотика. В большинстве округов, особенно новых, чтобы найти какую-то зелень, нужно сильно постараться. Тихие и зелёные дворы на Нарвской — особое преимущество района. Автор текста прожил там несколько лет, сбежав с Васильевского острова, и все годы не переставал удивляться окружающей обстановке. Порой казалось, что попал в европейскую деревушку — малоэтажная застройка, яркие фасады, уютные дворы, свободные места для парковки!

Но есть везде и обратная сторона. Экологическая обстановка в районе неоднозначная. По данным из открытых отчётов экологов, предприятия Кировского района «поставляют» в атмосферу воздуха Петербурга около 20% всех вредных веществ, в нем содержащихся, и 30% ещё сливают в воду. Связано это с тем, что в районе много «тяжёлых» производств, также расположены сразу две ТЭЦ, машиностроительное производство, сталелитейные и сталепрокатные цеха, строительное производство.

Потому с зелёным видом из окон нередко перекликается возвышающийся бесконечный едкий дым из труб. Если любоваться пейзажем через закрытое окно недостаточно, то, возможно, дышать полной грудью не получится — продукты жизнедеятельности заводов ощущаются на отдельных улицах весьма остро.

фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Инфраструктура

Здесь, наверное, обойдёмся практически без отрицательных откликов. Транспортная доступность в пределах Нарвской заставы обеспечена — метро, троллейбус, автобус, трамвай. Добраться до любой точки в центре города на автомобиле можно за 15-20 минут, но в пиковые часы ситуация может быть непредсказуемой. Основная транспортная магистраль — проспект Стачек, пересекающий район с севера на юг. Плотность автомобильного трафика на проспекте серьёзная, а попытки разгрузить дорогу пока безуспешны. Хотя Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) значительно упростил жизнь автомобилистам.

На некоторых участках страдает и дорожное покрытие. Магистрали Кировского района часто используются грузовым транспортом, что приводит к быстрому износу асфальтового полотна и не всегда его быстрому восстановлению.

Социальная инфраструктура — наследие советской эпохи — ещё одно преимущество. В районе построено более 50 образовательных учреждений: средние школы, лицеи, гимназии, коррекционные интернаты, множество детских садов, университеты и училища.

Также множество государственных спортивных учреждений, открыты «Детский театр балета», детский кукольный театр «Бродячая собака», театрально-концертный зал «Время», ДК имени И.И. Газа, несколько музеев. Конечно, множество частных спортивных и культурных секций. Несколько крупных, но забытых городом и бизнесом парков. Всё же пара новых общественных туалетов, развлечений для детей и интересной инфраструктуры для отдыха были бы кстати. Набережная Карповки — отличный тому пример.

фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»
фото: Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Для людей

Безусловно, Нарвская застава обладает колоссальными преимуществами перед большинством районов, но и во многом уступает. Пойдёт ли реновация во благо, исправив непростую экологическую обстановку, улучшив условия жизни петербуржцев, разгрузив дороги и принеся вместе с собой новые учебные заведения, детсады и больницы – предсказать сложно. Не «обратится» ли зелёный район в очередной «человейник» с маленькими и пустыми бетонными дворами, бесконечными пробками и вечной теснотой — предсказать еще сложнее. Придерживаться хочется идеалов и принципов тех годов, когда Нарвскую заставу только возводили: всё лучшее должно быть для людей.

Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Больше интересных материалов на нашем сайте.