Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Как запечь баклажан: несколько азербайджанских способов

Положить баклажаны на решетку над остывающими углями – скажете, невелика премудрость? Однако с этого действия начинается целая гастрономическая культура, охватывающая юг Средиземноморья, Северную Африку, Ближний Восток, Среднюю Азию. И конечно же, Азербайджан – ведь здесь хватает и мангалов, и шампуров, и баклажанов, не говоря уже об оригинальных рецептах. «Мы так маршмеллоу пекли, когда в Америке были!» – говорит один из гостей. «А мы в Азербайджане печем в костре не маршмеллоу – мы печем баклажаны!» – отвечает устроитель пикника, известный человек, который, собрав друзей на природе, превратился в гостеприимного хозяина и повара. Мы смотрим, как вилкой, словно рапирой, он протыкает баклажаны («чтобы не взорвались от жара»), потом надевает их на шампуры и отправляет прямо в огонь, в самое пекло. Языки пламени набрасываются на овощи, облизывают их со всех сторон. Баклажаны на глазах сдуваются как воздушные шары, темная шкурка плавится, съеживается, чернеет. «А это точно можно будет есть

Положить баклажаны на решетку над остывающими углями – скажете, невелика премудрость? Однако с этого действия начинается целая гастрономическая культура, охватывающая юг Средиземноморья, Северную Африку, Ближний Восток, Среднюю Азию. И конечно же, Азербайджан – ведь здесь хватает и мангалов, и шампуров, и баклажанов, не говоря уже об оригинальных рецептах.

«Мы так маршмеллоу пекли, когда в Америке были!» – говорит один из гостей. «А мы в Азербайджане печем в костре не маршмеллоу – мы печем баклажаны!» – отвечает устроитель пикника, известный человек, который, собрав друзей на природе, превратился в гостеприимного хозяина и повара. Мы смотрим, как вилкой, словно рапирой, он протыкает баклажаны («чтобы не взорвались от жара»), потом надевает их на шампуры и отправляет прямо в огонь, в самое пекло. Языки пламени набрасываются на овощи, облизывают их со всех сторон. Баклажаны на глазах сдуваются как воздушные шары, темная шкурка плавится, съеживается, чернеет. «А это точно можно будет есть?» – с беспокойством спрашивает тот самый гость, который пек маршмеллоу.

«Не переживай, дорогой. Еще и добавки потом попросишь», – подмигивает ему хозяин.

-2

…Каждый раз, вспоминая тот вечерний костер и ужин в горах Хызы, я пыталась повторить трюк на собственной кухне. Зажечь газовые конфорки на полную мощность, насадить баклажаны на вилки и держать их, поворачивая в разные стороны, над открытым огнем. Частицы пепла покрывают плиту плотным слоем (можно попробовать укрыть всё вокруг фольгой, но, если честно, это не слишком помогает). Тем, у кого нет ни гриля, ни костра, опаливать баклажаны на городской кухне советует известный лондонский шеф Йотам Оттоленги в своей книге, посвященной израильской кулинарии. Баклажанная мякоть кремовой консистенции с ароматом дымка (не бойтесь обжечь слишком сильно, это пойдет вкусу только на пользу!) – один из ключевых элементов средиземноморской и ближневосточной еды. Запеченные баклажаны кладут в супы, рагу, салаты, подают на гарнир к мясным и рыбным кебабам, делают из них знаменитую закуску бабагануш, смешивая с кунжутной пастой тахини, оливковым маслом и кубиками нарезанных свежих овощей. Они отличный «проводник» и для других локальных специалитетов: заатара (это пряная смесь сушеных трав), кисломолочного лабне, острой пасты хариссы.

Но мы в Азербайджане, и здесь лучшие партнеры баклажана – гатык и курдюк. Впрочем, у него складываются отличные отношения и с гранатом, и с тархуном, и с другими знаковыми местными вкусами.

Мы привыкли к тому, что баклажан режут кружочками и кладут их на гриль – но это совсем другая история. Наша же начинается именно с цельного неочищенного баклажана. Можно опалить его на высоком огне (минут 15–20), как говорилось выше, или запечь в духовке, или положить на мангал вместе с мясом (чуть в стороне) либо после того, как шашлыки приготовлены: за те полчаса-час, что остывают угли, баклажаны как раз дойдут до нужной консистенции. Затем им нужно дать остыть, очистить от шкурки в черных подпалинах и собрать всю мякоть. Положите ее на некоторое время в дуршлаг, чтобы ушла лишняя влага (чем меньше ее останется, тем лучше), потом мелко нарубите или пробейте блендером в пюре. Главный ингредиент готов!

-3

Смешайте баклажановую мякоть с гатыком, заправьте чесноком (на пикнике в горах хозяин, хлопнув себя по лбу за то, что забыл чеснокодавилку, по-походному натер его вилкой), наведите резкость солью, перцем, соком лимона. Подавайте с горячим лавашем – это отличная закуска и в холодном, и в теплом виде.

Ну а на гарнир мы приготовим еще более самобытный баклажан!

Курдюк – одна из национальных традиций, к которым в Азербайджане относятся особенно трепетно, дань далеким временам, когда еду готовили преимущественно на животном жире. На высокогорных пастбищах Кавказа можно увидеть овец, нагулявших курдюки такие огромные, что их даже носить тяжело – приходится подставлять животным тележки с колесиками. В кулинарных предпочтениях местных жителей он занимает верхнюю строчку рядом с топленым маслом. Вера азербайджанцев в чудодейственную силу курдюка велика: если заметят, что в пити или плове вы отодвигаете кусочек к краю тарелки, сразу заведут многозначительные разговоры о бледных петербуржских барышнях, которых в XIXвеке отправляли на Кавказ, где откармливали курдючным жиром и отпаивали чаем с ним же (и хандру, конечно, снимало как рукой).

«Да я не сомневаюсь, – отвечает иностранец. – Просто для меня с непривычки такая еда тяжеловата…» А ему в ответ: ты просто хороший курдючный жир не пробовал, а у нас он не просто хороший – превосходный! Кушай, дорогой, кушай, где ты еще такое отведаешь?

Но кто-нибудь сердобольный все же придвинет к гостю поближе тарелку с кольцами лука, замаринованными в гранатовом соке, или стакан довги с мелко нарубленной зеленью, или кувшин с отваром гранатовой кожуры: это, как всем здесь известно, главные антидоты от переедания и тяжести в желудке.

Картошку и другие овощи на курдючном жире жарят, как на топленом масле. А что же наш баклажан? Его просто разрезают вдоль и вкладывают внутрь несколько кусочков курдюка. За время, проведенное на гриле, жир растапливается и насквозь пропитывает баклажанную мякоть. Узнаваемый аромат обволакивает поляну. Овощ с таким привкусом вы точно не найдете больше нигде!

…Когда приходит время прощаться, вызываем такси. Приезжает модный лондонский кэб неожиданного фиолетового цвета. «Такие машины появились в Баку перед Европейскими играми в 2015 году. Кстати, знаете, как их в городе называют? – спрашивает таксист и, не дожидаясь ответа, смеется: – Баклажаны!»

Но мы и сами уже догадались.

Текст: Елена Голованова

Фото: Дмитрий Лившиц

Журнал "Баку"

https://www.baku-media.ru