Найти тему
ARTдилетант

Звенящий шедевр Левитана

Красота этого пейзажа – не просто видимая, но и слышимая. В этом как раз и проявляется гениальность автора: вечерний звон монастырских церквей раздается в закатных отблесках, катится по водам, теряется в вышине неба.

И вроде бы всё так буднично и привычно. Осень, окруженный лесом монастырь, широкая река, лодки и мостик-причал. Но мгновение останавливается, и мы целиком погружается в атмосферу деревенской левитановской Руси.

Вечерний звон, 1892
Вечерний звон, 1892

У излучины реки стоит монастырь. Есть исследователи, которые считают, что «Вечерний звон» – версия картины «Тихая обитель», где Исаак Ильич изображает те же места.

Тихая обитель, 1890
Тихая обитель, 1890

В 1887 году Левитан жил под Звенигородом, в окрестностях которого располагается красавец Саввино-Сторожевский монастырь. Его-то и наблюдал художник на закатах, им восхищался и задумал написать пейзаж по мотивам увиденного.

Но осуществил он идею позже. Спустя два года Левитан из Плёса поехал в Юрьевец, где тогда на Волге стоял Кривоезерский монастырь.

  • Почему стоял, а не стоит? Судьба монастыря трагична: в 1917 году он был закрыт, а в 1950-х годах попал в зону затопления при строительстве и наполнении Горьковского водохранилища.

Вид Кривоезерского монастыря совместился с воспоминаниями о Саввино-Сторожевской обители, и в результате возник новый звенящий пейзаж. Кстати, до начала работы над картиной Левитан завершил другое полотно – «Над омутом».

Над омутом, 1892
Над омутом, 1892

Откуда пришло название? По одной из версий, Исаак Ильич любил песню Александра Алябьева на стихи Ивана Козлова и напевал ее во время работы над картиной. По другой – находился под впечатлением от сборника стихотворений Якова Полонского «Вечерний звон», в котором последнее так и называлось.

Через год после создания картина отправилась в Чикаго на Всемирную выставку. Там ее показали под более прозаичным и понятным обывателю названием «Вид монастыря накануне праздника» (Aconvent on the eve of a holiday).

«Вечерний звон» показывали еще на многих выставках, сейчас картину можно увидеть в Третьяковской галерее. А Рубцов в 1960 году напишет:

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…