Судя по тому, что я прочитал в сети, мои воспоминания о далеких «пламеневских» временах заинтересовали потенциальных читателей и я, пожалуй, продолжу.
Мне хочется рассказать о моем хорошем товарище и коллеге Алексее Георгиевиче Шачневе, человеке, который был рядом и в сложные и в радостные минуты моей жизни, человеке, который в значительной степени помог мне сделать то, что позволило мне полететь по этой жизни.
Фамилию Лёхи я услышал, наверное, года за два до нашего знакомства. Песню Тамары Миансаровой «Давай никогда не ссориться», которая мне, ну, очень понравилась, написал Юрий Цейтлин - причём и текст и музыку.
Я запомнил это имя, и потом во времена младенчества московского рок-н-ролла меня пару раз представляли бас-гитаристу различных московских (очень приличных) групп Лёше Цейтлину. Мы запомнили друг друга, я выяснил, что Юрий Цейтлин - его отец и Леша по семейной музыкальной традиции тоже играет, но не как отец на трубе, а на на бас-гитаре.
В разговоре с Алексеем мелькали, ну, очень громкие фамилии (Микоян, Уборевич, Орджоникидзе) и на мои вопросы «как?», «где?», «почему?», я услышал ответ:
- Отстань.
В принципе, не очень-то и хотелось. Но уровень оснащения аппаратурой групп, где играл Лёша, уровень музыкантов (Валера Шаповалов, Володя Сахаров, Леня Бергер) производил впечатление. Потом выяснилось, что сестра Алексея Наталья вышла замуж за известного Московского персонажа «звездно-полосатого Валерия Шаповалова (не путать с разными известными гитаристами с такой же фамилией.) И муж Натальи, одержимый безмерным желанием сколотить группу, собрал лучшую аппаратуру и приглашал на ней поиграть лучших московских музыкантов (однажды, горжусь этим, Валера позвонил мне и пригласил выступить в составе его «Витязей») . Успех «Орфея», «Витязей» был обусловлен неудержимой энергией Валерчика. И Лёша тоже был участником одной из групп под названием «Москвичи». В группе играли три брата Шаповалова (Валера, Володя и Витя) и Лёша Цейтлин.
В Москве их знали как крепкую инструментальную группу. Лёша знал много фирменных песен и иногда их пел, но и инструментал получался на уровне. А потом у нашего героя случился роман с Ириной Шачневой, они поженились и начали совместную жизнь под фамилией Шачневы. Почему, я не знаю… Могу только догадываться, но кому интересны мои домыслы. И молодые под художественным руководством «звездно-полосатого» Шаповалова отправляются в составе «Витязей» играть в спорт-лагерь МГУ «Буревестник», где их и находят скауты будущих «Самоцветов», и приглашают работать к Ю. Маликову. Интересно, что ещё один участник «Витязей» Володя Сахаров был в то же время приглашён в «Веселые ребята». Так вот… Место бас-гитариста в «Самоцветах» по понятным причинам было занято и Лёше предложили место звукорежиссёра. Он с ней блестяще справился, но с бас- гитарой Алексей не расстался и на репетициях, да и на записях часто подменял Юрия Фёдоровича, надевая на плечи любимый инструмент. И «Самоцветы» стали супер-пупер ансамблем в стране. А у Лёши с Ирой произошёл разлад, который случается и в простых, и в звёздных семьях. Как ребята, да, наверное, и Маликов сумели сохранить ансамбль - это история для отдельного рассказа, но что ребята сумели сохранить взаимное уважение - это факт. Во всяком случае, когда я пришёл в коллектив (а это произошло через два года после описываемых мной событий) в команде была рабочая обстановка - никто работу не смешивал с бытом. А Лёша… он играл в концерте на басу и казалось это приносило ему высшее удовольствие. Шачнев и Дегтярёв, которые поспособствовали моему приходу в «Пламя», взяли надо мной шефство и пытались сделать меня стопроцентным «пламеневцем». И я во время длинных ночных разговоров понял, насколько Алексей предан ансамблю и, что «Пламя» - это частица Лёхи. Он прикрывал амбразуру, когда Березин отсутствовал и крепил дисциплину. И что интересно, мы его слушались.
В нашем ансамбле, а мы были правофланговыми советской песни, работали очень квалифицированные музыканты. Мы очень прилично получали. Иногда, (в т.ч. у меня) возникали проблемы при разборе нотного материала. Но мы были усидчивыми, упрямыми и некоторые наши пробелы практически не сказывались на творческом процессе. Но вернемся к Лёхе. Как он был искромётен в вопросах, которые сейчас принято называть имиджем коллектива! Он был большим выдумщиком и не зря впоследствии, работая на телевидении, он придумал несколько удачных проектов.
А мне Лёха сильно помог: он мне вручил по просьбе своего отца Юрия Цейтлина стихи Павла Хмары «Двести лет», которые перевернули мою жизнь. А видели бы Вы какая у него была красивая, с широкой русской душой, хлебосольная Матушка… Какие она делала пельмени, а как она разудало пела! Знали бы Вы, как умела дружить его сестра Наташа!
Лёша! Ты всего, о чем мечтал в жизни, достиг: у тебя красивая надежная семья, ты успел поиграть рок-н-ролл-ролл, ты был популярен, реализовал несколько творческих проектов!
Будь здоров! Спасибо, что иногда мы были рядом.
#малежик #алексей шачнев #виа пламя