Найти тему
Город на память

«Город на память». 590. Дмитровское шоссе. Нижние Лихоборы

11 июня 2020 года/

Деревня Нижние Лихоборы, известная с конца XVIII века, располагалась по обеим сторонам Дмитровского шоссе. В 1927 году Нижние Лихоборы вошли в состав Москвы с установлением границы города по речке Лихоборке, в то время в деревне проживали 382 жителя в 64 дворах. Столица проглотила Лихоборы, но переварила не сразу - последние деревенские дома и церквушку снесли в начале шестидесятых годов в связи с реконструкцией Дмитровского шоссе и застройкой окрестностей новым жильём. А самый примечательный квартал сложился в 1927-1931 годах - в четырёх краснокирпичных корпусах-общежитиях до сих пор проживают студенты Тимирязевской академии.

Студенческий городок Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства имени Молотова расположен по нечётной стороне шоссе вблизи Дмитровского путепровода. Несколько зданий студгородка достаточно современные, построены в 1975-1977 и 1994-1999 годах, а вот четыре конструктивистских краснокирпичных П-образных корпуса общежитий Тимирязевской академии признаны объектами культурного наследия, общежития № 1, № 2, № 3 возведены в 1932 году, общежитие № 4 – спустя два года. Спроектировал эти здания архитектор Евгений Шервинский. Архитектурный ансамбль дополнили социальные объекты – баня, прачечная, клуб и столовая.

-2

Единственное оштукатуренное здание – Общежитие № 4 – выходит фасадом на Дмитровское шоссе.

-3
-4

Смотрите старые фотографии: Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1964 год:

1964 Лиственничная аллея. Двор Общежития №3

-5
-6

Смотрите старые фотографии: Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1936-1937 гг.:

1936—1937 Общежития №№2 и 3 МСХА на Лиственничной аллее

-7
-8
-9
-10
-11
-12

Лиственничная аллея, 14Б – котельная и баня (1932)

-13

Лиственничная аллея, 12с2 – прачечная (1930)

-14

Лиственничная аллея, 12с3 – клуб Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева (1930)

-15
-16

Лиственничная аллея, 12с4 – студенческая столовая (1930)

-17

Лиственничная аллея, 16Ак3 – Общежитие № 5 МГАУ им. Горячкина (1994)

-18

Дмитровское шоссе, 47к1 – Общежитие № 1 Московского государственного университета природообустройства (1975)

-19

Здесь стояли дома деревни Нижние Лихоборы.

Смотрите старые фотографии: Путепровод на Дмитровском шоссе. 1965 год:

Путепровод на Дмитровском шоссе

Смотрите старые фотографии: Застройка квартала № 93. 1960 год:

1960 Квартал №93

За путепроводом застройка чётной стороны Дмитровского шоссе началась в 1957 году, это кирпичные дома серии I-410 (САКБ)

-20
-21
-22

Линейный проезд, 9 – школа № 699 построена по типовому проекту (1953)

-23

Во дворе за жилыми домами в 1981 году была создана уникальная конструкция, принадлежащая Научно-исследовательскому институту строительной физики. Это Гелиоклиматрон – светотехнический купол диаметром 17 метров, внутри которого проводилось моделирование освещённости зданий.

Смотрите старые фотографии: Светотехнический купол НИИСФ. 1981-1991 гг.:

Светотехнический купол НИИСФ

Смотрите старые фотографии: 3-й Нижнелихоборский проезд возле пересечения с Дмитровским шоссе. 1963 год:

1963 3-й Нижний Лихоборский проезд, дом 11

Проезд застроен в 1957 году кирпичными домами серии I-410(САКБ). На фото на переднем плане вертикальное строение довоенной трансформаторной подстанции.

-24

3-й Нижнелихоборский проезд, 11 – жилой дом серии I-410(САКБ) (1957)

-25

Дмитровское шоссе, 49к1 – однозальный кинотеатр «Комсомолец» (1964) в постсоветское время то превращался в торговую площадку, то стоял заброшенный, то вновь открывался после реконструкции.

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Комсомолец». 1964 год:

1964 Кинотеатр "Комсомолец"

-26
-27

Памятник комсомольцам времён Гражданской войны изображает красноармейца в будёновке.

-28
-29

Дмитровское шоссе, 53к1 – типовая двухэтажка для предприятий торговли или службы быта (1963) превратилась в дворец для гурманов. Прежде первый этаж занимала кулинария, а на втором находился пивной бар.

-30

Дмитровское шоссе, 54к1 – жилой дом (1937). Единственное во всей округе многоэтажное здание, как гора возвышалось над избами деревни Нижние Лихоборы.

-31
-32
-33

Дмитровское шоссе, 56 – административное здание (1953)

-34
-35
-36

Дмитровский тоннель построен к 2013 году с целью разгрузить шоссе. Автомобилисты не поняли задумку градостроителей, ведь закрытая длина тоннеля составляет всего 112 метров и проходит под одним-единственным перекрёстком, зато процесс строительства сопровождался масштабными пробками. На тот момент считалось, что Северо-Западная хорда пройдёт по 3-му Нижнелихоборскому проезду, но сейчас эстакада хорды возводится севернее, за путепроводом МОЖД.

-37

Путепровод Московской Окружной железной дороги над Дмитровским шоссе был реконструирован в связи с запуском электропоездов по МЦК, прилегающие участки возле речки Жабенки освобождены от стихийного стойбища маргинальных граждан.

-38
-39

Окрестности Московской Окружной железной дороги по традиции представляют собой промышленные зоны. Дорога открылась в 1908 году как раз с целью упростить доставку грузов на заводы и фабрики. Тогда это была индустриальная окраина Москвы, а сейчас на месте закрывающихся промпредприятий растут многоэтажные жилые комплексы.

Но в промзоне № 48 «Дегунино-Лихоборы» многие предприятия ещё действующие: Автокомбинат № 3 и 7-й автобусный парк, обслуживающие городские автобусные маршруты, электродепо «Лихоборы», вторая территория Московского машиностроительного завода «Знамя» – производителя агрегатов для авиационной техники, Владыкинский машиностроительный завод, который с 1932 года изготавливал варочные котлы, бойлеры, компрессоры для пищевой промышленности, а затем сменил профиль на производство радиотехники и квантовой электроники. Среди закрывшихся предприятий – специализированная станция автосервиса автомобилей «Москвич» и комбинат спортивной обуви, эти здания используются под бизнес-центры.

-40

3-й Нижнелихоборский проезд, 1 – Автокомбинат № 3. Как сообщает сайт www.mos.ru, «в Тимирязевском районе Москвы на месте промышленной территории предприятия ООО «Автокомбинат № 3» появятся 64 тысячи квадратных метров жилья, центр образования (дошкольное и начальное среднее образование) на 275 мест, детский сад на 150 мест. Здесь также построят многофункциональный общественный центр (с гостиницей на 575 номеров, офисными и торговыми помещениями, кинотеатром, объектами общественного питания и бытового обслуживания), подземный паркинг на 1468 машино-мест и храм. Проект комплексной реорганизации промзоны одобрила Градостроительно-земельная комиссия Москвы».

-41

На участке от Савёловской железной дороги до соединительной ветки МОЖД планируется создать природный заказник «Долина реки Лихоборки», но пока русло Лихоборки грязное, а берега замусорены. На другом берегу находилась ещё одна деревня – Верхние Лихоборы, поглощённая Москвой в 1960 году.

-42

Заброшенная автозаправочная станция (1996)

-43

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #дмитровскоешоссе #лихоборы #прогулкапомоскве #тимирязевская #районымосквы