15,8K подписчиков

«Места тут тихие»

8,5K прочитали
Плакат фильма «Места тут тихие»
Плакат фильма «Места тут тихие»

В последний год «оттепели» на советские киноэкраны вышел фильм «Места тут тихие» (режиссер Георгий Щукин), который показал героизм летчиков-североморцев в 1942 году. Кинокартине немного не повезло: она остается в тени фильма «Торпедоносцы» (1983 год, режиссер Семен Аранович), также показывающего жизнь и смерть арктических военных летчиков. При этом если бы она была снята годом позже, то, вероятно, была бы положена «на полку».

Дело в том, что фильм «Места тут тихие», напоминающий своим названием другой шедевр о войне в Арктике, был снят по мотивам повести Григория Свирского. Он во время Великой Отечественной войны служил в авиации, а позднее был военным корреспондентом. На следующий год после выхода фильма, сценаристом которого он был, Свирский подверг критике ввод войск в Чехословакию, который собственно и положил конец «оттепели». Его произведения перестали публиковать, и в 1972 году Свирский эмигрировал в Израиль, а затем в Канаду. Вероятно, открытый антисоветизм сценариста предопределил бы судьбу картины.

Летчики-североморцы (справа Глебик). Кадр из фильма «Места тут тихие»
Летчики-североморцы (справа Глебик). Кадр из фильма «Места тут тихие»

Режиссером фильма стал Георгий Щукин (1925 — 1983 гг.), который во время Великой Отечественной войны был штурманом авиации, так что члены режиссерско-постановочной группы были всерьёз знакомы с трудностями лётного дела в военное время. Да и актеры были почти сплошь фронтовиками (время было такое). Одну из главных ролей — штурмана Александра Братнова — исполнил Михаил Глузский, который в военное время служил в команде при Центральном театре Красной армии и участвовал во фронтовых бригадах. Полковника Фисюка сыграл Николай Гриценко, служивший в начале войны в армии и учившийся на командирских курсах в Архангельске, а майора Кабарова — также участник Великой Отечественной войны Николай Тимофеев. При этом все тяготы военного времени показаны глазами юного «простого моторяги» Тимофея Морозова (актер Сергей Никоненко фронтовиком не был, так как родился за пару месяцев до начала войны).

Фильм начинается с того, что на маленький арктический остров со всех флотов собирают лучших летчиков для осуществления спецоперации. Майор Кабаров на одной из точек дозаправки встречает бывшего штурмана Братнова, разжалованного в рядовые и сосланного в стройбат (о штрафбате тогда запрещалось упоминать) за то, что был сбит, попал в плен, бежал, а на вопрос замполита: «Почему вы живы?» ответил ударом в лицо.

Братнов. Кадр из фильма «Места тут тихие»
Братнов. Кадр из фильма «Места тут тихие»

Помимо экипажа Кабарова на каменистом острове оказались летчики Глебик и Гонтарь, испанец-интербригадовец Санчес и хант Степан Овчинников. Образ последнего особенно интересен: нечасто в советском кино показывали хантов. Друзья звали его просто Степа-хант, поясняя испанцу, что «ханты нация такая, ханты и манси. У него папа шаман… колдун… патер по-вашему».

Еще Степан запомнился утверждением, что «шаман не танец, а привилегия», тем что прилюдно, нарушая субординацию, ругался с полковником Фесюком, являя скорее южный темперамент, и, к сожалению, тем, что не вернулся из первого же вылета.

Командующий. Кадр из фильма «Места тут тихие»
Командующий. Кадр из фильма «Места тут тихие»

Вскоре на остров прибывает командующий и сообщает цель собрания асов морской авиации. 4 июня (в фильме именно так, хотя события произошли месяцем позже) немцы потопили большинство судов каравана PQ-17, этого больше нельзя допустить: нужно «топить, топить и топить» немецкие суда (в том числе, подводные лодки) авиабомбами и торпедами.

В первый полет отправились два экипажа, а вернулись только раненый Кабаров и Братнов. Исходя из того, что видели на атакованной подводной лодке резак (для повреждения противолодочной сети), Братнов считает ее «малюткой» и делает резонный вывод, что неподалеку должна быть запрятанная во льдах плавбаза. Именно оттуда выходят подводные лодки как для атаки на караваны, так и для охоты на суда, следующие по Северному морскому пути. Плавбаза должна быть уничтожена — как «Звезда Смерти». Но как доложить об этом наверх, ведь сведения предоставил Братнов, а он нелегально находящийся на базе «штрафник»?

Летчик Игорь Гонтарь. Кадр из фильма «Места тут тихие»
Летчик Игорь Гонтарь. Кадр из фильма «Места тут тихие»

Параллельно страдает моторист Тимофей: он не может найти отвертку и делает вывод о том, что мог забыть ее в самолете Овчинникова, та могла «заклинить рули» и стать причиной гибели экипажа. Честный Морозов докладывает об этом руководству, но, к счастью, отвертку вскоре нашел старшина Цыбулька.

На островную базу прибывает проверка (кто-то уже сообщил о нелегале Братнове) и, выслушав доклад опального штурмана, решает с помощью разведданных проверить версию о базе. Советские летчики тем временем продолжают жить и воевать: они топят две подводные лодки противника с помощью авиабомб и торпед на парашютах, ездят в увольнение, где знакомятся с английскими моряками и советскими зенитчицами, покупают козу для Санчеса (у него язва от того, что месяц ел только дикорастущие апельсины под Барселоной). Отчаявшийся Братнов, понимая, что его не простят, возвращается в стройбат. И тут командование получает подтверждения существования базы в квадрате 3−15, возвращает «стройбатовца» в строй, и назначает старт операции на четыре часа утра.

Тимофей и Каля. Кадр из фильма «Места тут тихие»
Тимофей и Каля. Кадр из фильма «Места тут тихие»

Вылетают три торпедоносца и группа поддержки, и, когда топливо уже на исходе и уже получен приказ о возвращении, видят немецкую плавбазу и корабли прикрытия. Гонтарь принимает решение об атаке, классической самоубийственной атаке торпедоносцев, когда самолеты, ложась на курс, уже не меняют его и становятся удобной целью для корабельной артиллерии противника.

Кораблям возле базы и ей самой нанесен урон, но и советские летчики несут потери. Погибает храбрый Гонтарь, отдавший приказ: «экипажу покинуть самолет» и совершивший таран. Братнов успевает выпрыгнуть, но умирает. Только юный Морозов, ставший стрелком-радистом, приводняется и дрейфует на плотике. В последних кадрах Тимофей, проведший полтора месяца в госпитале, узнает, что второй волной советских торпедоносцев база была уничтожена. Теперь караваны могут спокойно ходить.

К сожалению, кинокартину «Места тут тихие» редко демонстрируют по телевидению, хотя фильм о сосланном в стройбат летчике, вычислившем плавбазу и героически погибшем при налете на нее, безусловно, того заслуживает.

***

Автор: Валерий Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic