Найти тему
Московские истории

Пантелеевская улица: «Аля на Пантель!»

Сергей Макеев: Я уже писал про мою родную Большую Переяславскую улицу, про наш дом и двор. Параллельно Переяславской проходит Пантелеевская улица, она тоже начинается от Каланчевской, но немного короче. Ту половину Пантелеевской, которая ближе к нынешней Рижской эстакаде, мы считали «своей», это тоже была наша территория, пространство наших игр, походов и других приключений.

Пантелеевская улица, №2/32. 1979 г. Дом был возведён в 1912 году для Торговой школы Общества Взаимопомощи служащих Николаевской железной дороги. Стоял до начала 2000.  Снесен во время компании "по ликвидации, в рамках антитеррора, пожароопасных зданий". Автор: Петр Паламарчук. Источник: Сорок Сороков, 1995 год.
,
Пантелеевская улица, №2/32. 1979 г. Дом был возведён в 1912 году для Торговой школы Общества Взаимопомощи служащих Николаевской железной дороги. Стоял до начала 2000. Снесен во время компании "по ликвидации, в рамках антитеррора, пожароопасных зданий". Автор: Петр Паламарчук. Источник: Сорок Сороков, 1995 год. ,

Мы называли улицы сокращенно: вместо Переяславская говорили «Пéрес», вместо Пантелеевской – «Пáнтель». Кто-нибудь кричал: «Рéбя, аля на Пантель!» - «аля» значило «пошли». Возможно, «аля» - искаженное французское «aller» - "идти", неизвестно как проникшее в говор московских улиц.

На Пантелеевке, 1955 – 1965 г. Источник: архив Андреевых.
На Пантелеевке, 1955 – 1965 г. Источник: архив Андреевых.

По Пантелеевской редко проезжали машины, поэтому там мы катались на велосипедах. Конечно, кататься можно и во дворе, кругами, но что это за езда? Вот на Пантеле гоняли по-настоящему! Особое событие – первый выезд на велике весной. А если в этот день еще впервые наденешь рубашку с короткими рукавами – это полный восторг. Вроде бы еще прохладно, но ты уже мысленно перешагнул в лето. И вот начинаешь крутить педали, звездочка и цепь стрекочут, спицы издают особый свист. От встречного ветра чубчик надо лбом встает торчком, становится свежо, потом прохладно, наконец предплечья покрываются гусиной кожей. Вот оно, счастье!

Это, правда, Таганка. 1985 - 1987 г. Источник: Авторская фотография. Подпись на вотермарке:uploaded by Maska
Это, правда, Таганка. 1985 - 1987 г. Источник: Авторская фотография. Подпись на вотермарке:uploaded by Maska

«Наш» отрезок Пантелеевской прилегал справа к путям Ленинградской железной дороги, их отгораживал от улицы высокий забор из деревянного штакетника. В заборе было несколько проломов: многие жильцы наших домов работали в депо и в поездных бригадах, ходить напрямик через пути было сподручнее. И мы, мальчишки, лазали на «железку», хотя нам это было строжайше запрещено. Но как удержаться, если там так много волнующего! Можно было класть на рельсы монетки, и проходящий поезд расплющивал их, превращая «двушки» в «пятачки», правда, тоньше. Можно было подложить на рельсы гвоздь, и получалась сабелька для оловянного солдатика.

Пантелеевская улица, 30, строение 22. Служебное железнодорожное здание 1946 года. Источник: https://wikimapia.or.
Пантелеевская улица, 30, строение 22. Служебное железнодорожное здание 1946 года. Источник: https://wikimapia.or.

На травянистом откосе, прилегающем к путям, бил родник с прозрачной водой, наполняя водоем площадью не больше одеяла. Но в нем мы пускали кораблики. А еще лепили из пластилина водолазов, закрепляли их на прутиках, водили под водой и устраивали битву из фильма «Тайна двух океанов» - старшина Горелов сражался со шпионом Гореловым.

По вечерам на Пантелеевской возле гаражей собиралась модная молодежь с Переяславской и окрестных переулков. Пантелеевская всегда довольно пустынна, по вечерам особенно, и взрослые их не гоняли. Ребята-старшеклассники были поколением между стилягами и битниками. Они играли на гитаре, пели на ломаном английском языке, курили сигареты, обсуждали последние музыкальные новинки и зарубежные фильмы. Малышню отгоняли, но мне позволяли постоять с ними, потому что в этой компании было двое моих двоюродных братьев. Они носили твидовые пиджаки, узкие брюки, а главное – черные рубашки, что особенно не нравилось взрослым, пережившим войну.

В одном из старых домов из красного кирпича, в полуподвальном этаже, жила ненормальная женщина. Взрослые говорили, что она помешалась от несчастной любви. Мы никогда не видели ее на улице или в магазине. Но каждый вечер, в сумерках, ее окно освещалось оранжевым светом от китайского абажура. За кисейной занавеской вся комната представлялась театральной сценой. Нарядно одетая женщина накрывала на стол, потом ставила пластинку, звучали мелодии, модные в 1940-х годах. Иногда она выходила на порог, заводила с нами разговор. Она была одета в ситцевое платье в мелкий горошек, подкрашена а-ля Марлен Дитрих. С нами она была приветлива и охотно говорила о сокровенном: что ждет любимого, что он скоро придет, что она купила радиолу, потому что ее мужчина очень любит музыку…

Мы приходили к ее окну рассчитывая позабавиться. Но в этих сумерках, в свете этой сцены мы словно включались в необъяснимую игру. Нам становилось стыдно своих ожиданий, мы жалели женщину. Возвращались молча, притихшие. Скоро забывали эту женщину, но проходило время, и что-то вновь влекло нас к ее окну. Подростком я уехал с Переяславской и забыл об этом, казалось, навсегда. И вот уже в юношеском возрасте я увидел фильм Федерико Феллини «8 ½». Одна сцена - танец безумной Сарагины - напомнила мне ту женщину, и когда я слышу румбу композитора Нино Рота, я вспоминаю те вечера.

С наступлением осени мы уже редко ходили на Пантелеевскую. А зимой она словно засыпала до весны. Только железнодорожники узкими тропками шли меж сугробов на работу затемно и возвращались в темноте. Снежные отвалы скрывали их ноги выше колен, и казалось, что это идут подростки, но коренастые, широкоплечие в своих бушлатах и ватниках. Идут, идут, и исчезают… #сергей макеев

Большая Переяславская: На улице было всего три высоких - четырехэтажных - дома
Московские истории17 августа 2022