Роман Саши Соколова «Школа для дураков» с момента появления на свет почти сразу стал классикой, ей и остается до сих пор. У тех, кто берет это произведение в руки первый раз, по ходу чтения всегда возникают сложности. Некоторые страницы приходится перечитывать не единожды, чтобы вникнуть в суть текста, который больше является потоком сознания, чем романом в классическом его понимании. Так как же подступиться к этому непростому произведению? Появился роман в 1989 году в журнале "Октябрь" из ниоткуда, и сначала была интрига, а точно ли есть такой Саша Соколов. Кстати о его жизни сообщаю в своей статье, которую можно прочитать ЗДЕСЬ.
❓О чем?
Человеку, который еще не читал «Школу для дураков», о ней можно было бы рассказать следующее. На протяжении всей книги мы следим за внутренним монологом неназванного человека. Также можно предположить, что произведение – диалог героя, у которого предположительно раздвоение личности.
Скорее всего, то, что рассказывает он читателю, является внутренним переживанием собственных воспоминаний. Часто упоминается неизвестный дачный поселок, родители героя, учитель географии, который уже умер, девушка Вета – к ней рассказчик испытывает чувства. Но всё это не достоверно – читатель сам решает, что принимать за действительность, а что за вымысел.
❓Что пояснял писатель?
Естественно, много вопросов после выхода книги было адресовано Саше Соколову – отвечал он на них неохотно. Мол, все самое важное – сказано. Что касается сюжета, он всегда говорил, что повествовательная часть его не слишком занимает, поскольку он не наблюдает ее в самой жизни. Жизнь, человеческое существование, на его взгляд, бессюжетно, не имеет четкого начала и конца – это он и пытался передать в книге.
Также можно вспомнить другой комментарий Соколова, который признавался, что еще с детства ощущал некую ирреальность мира, его двойственность. Именно поэтому в «Школе» нет четких границ настоящего, прошлого и будущего – действие происходит здесь и сейчас. По-другому и быть не может, поскольку человек всегда находится в настоящем. Остальное – игры ума.
❓Возвращенный рай
Еще один элемент текста, который бросается в глаза – постоянная забывчивость героя, которую можно списать на его особенности ментального развития. Кажется, порой он не помнит самых элементарных вещей и названий самих предметов. Наверное, автор умышленно прибегает к деноминализации.
Думаю объяснить это можно следующим образом – в тексте довольно много библейских аллюзий. И это намеренное не называние – есть элемент возвращенного в рай человека, в то состояние, когда окружающий мир является для него одним сплошным чудом – глубоким эмоциональным переживанием, что демонстрирует читателю главный герой.
❓А может это другой?
Для литературоведов стало отдельным удовольствием искать в тексте отсылки к другим книгам, но вскоре многие пришли к выводу, что роман абсолютно самобытен.Хотя можно усмотреть влияние некоторых классиков.
В первую очередь приводили Набокова, а некоторые даже думали, что на самом деле текст вышел из-под его пера. Влияние классика опроверг сам автор, утверждая, что впервые прочитал его уже после написания «Школы». Однако можно уверенно сказать, что в тексте "Школы для дураков" чувствуется след Джойса и Фолкнера.