Автодорога Атырау – Астрахань протяженностью почти 270 километров была построена еще при СССР в 1970-х годах и являлась одной из важнейших связующих транспортных артерий между Кавказом, Европейской частью СССР и Центральной Азией.
И после распада СССР трасса не потеряла своей актуальности.
По неё пошли настоящие караваны из турецких, казахстанских, узбекских, таджикских фур с разнообразными грузами и товарами из Азии в Европу.
Трасса стремительно разрушалась и к концу 1990-х годов превратилась в подобие полигона для испытания танков.
Остальные маршруты из России в Казахстан и далее в Среднюю Азию были значительно длиннее - через Уральск, Петропавловск.
Со временем и местные водители и туристы и даже дальнобои стали называть трассу Астрахань - Атырау "дорогой смерти" для техники и нервов.
Легковушки пробивали тут колеса, отрывали шаровые опоры, амортизаторы, вырывали рессоры, бампера и попадали в ДТП из-за плохой видимости.
Сносная дорога от Астрахани заканчивалась сразу после пересечения границы с Казахстаном и далее водителям предстояло в тяжелых мучениях 9-12 часов преодолевать 240км тотального бездорожья и того, что когда - то было трассой союзного значения, а теперь республиканского.
Караваны перегруженных фур ползут по этой трассе со скоростью 5-10 км/ч, а легковушки и внедорожники заняты поиском объездов и лавирования между ямами в колесо.
Но лет 10-12 назад Казахстан и Россия договорились о перезапуске проекта Шелкового пути и одна из ветвей должна была пройти по участку трассы Астрахань-Атырау-Актобе-Алматы.
Подготовили проект, объявили громко о проекте и пшик....
К 2017 году смогли сделать только первые 30-40 км дороги от границы до села Ганюшкино. Остальной бюджет похоже, что эффектно растащили по карманам участников процесса.
Вроде даже автора проекта реконструкции осудили, а силовые структуры начали проверку на коррупцию и растрату при реконструкции трассы.
А трафик в последние годы не только не уменьшился, но и увеличился. Идут караваны фур из Узбекистана и Турции, везут всяческую всячину, а местные жители вынуждены совершать целое внедорожное путешествие до Атырау по делам.
А после дождей реконструируемая трасса превращается в грязевой полигон с жидкой липкой глиной.
За день пути в мае этого года мы видели две тяжелых аварии на этой дороге с погибшими и пострадавшими. Машины идут на обгон в полнейшей пыли и нулевой видимости, не справляются с управлением и попадают в аварии.
А Казахстан всё обещает достроить трассу когда-нибудь. Республике сейчас не до дорог, она занята лавированием в санкционном противостоянии между Россией и Западом. А можно было бы пользоваться ситуацией и выступать транспортным мостом между Европой и Азией.
Восток - дело тонкое, однако.